По словам главного эпидемиолога страны, необычный подход Швеции к борьбе с пандемией коронавируса начинает приносить результаты.
Андерс Тегнелл, ратовавший за доволно спокойную реакцию Швеции на Covid-19, сообщил Bloomberg, что ситуация в стране начинает стабилизироваться. «Мы находимся на определенном плато», — рассказал Тегнелл шведскому информационному агентству TT.
Швеция оставила свои школы, спортивные залы, кафе, бары и рестораны открытыми во время распространения пандемии. Вместо этого правительство призывает граждан действовать ответственно и следовать принципам социального дистанцирования.
Распространение Covid-19 вызывает различные реакции стран и неясно, чья стратегия в конечном итоге окажется наиболее эффективной. Учитывая огромный экономический ущерб, вызванный строгими ограничениями, шведский подход вызвал у всех значительный интерес.
Часть этого подхода опирается на доступ к одной из наиболее функционирующих в мире систем здравоохранения. Ни на одном этапе в Швеции не ощущалась реальная нехватка медицинского оборудования или больничных мощностей, а палатки, созданные как учреждения неотложной помощи по всей стране, в основном оставались пустыми.
Смертность
По состоянию на воскресенье Швеция сообщила о 1540 случаях смерти, связанных с Covid-19, что на 29 больше по сравнению с субботой. Это значительно больше, чем в остальной части Скандинавии, но гораздо меньше, чем в Италии, Испании и Великобритании, как в абсолютном, так и в относительном выражении.
«Тенденция, которую мы наблюдаем в последние дни, с более плоской кривой — у нас много новых случаев, но не ежедневный рост», — говорит Карин Тегмарк Уизелл, руководитель отдела микробиологии в Управлении общественного здравоохранения Швеции, сказал в пятницу. «Мы наблюдаем ту же картину для пациентов в отделениях интенсивной терапии».
Всего две недели назад все было значительно мрачнее, и премьер-министр Стефан Лофвен предположил, что правительству, возможно, потребуется пересмотреть свой подход. В частности, неспособность защитить людей в домах престарелых стала явным недостатком, который способствовал более высокому уровню смертности, чем в соседних странах.
«Защита находящихся на попечении пожилых людей должна была быть лучше», — сказал Лофвен на прошлой неделе. «Нам нужно присмотреться к тому, что пошло не так». Тем не менее, в целом стратегия Лофвена получила одобрение шведов, и его личная популярность резко возросла.
«Я очень доверяю шведским властям», — говорит генеральный директор Volvo Cars Хакан Самуэльссон. «Это тяжелый баланс, но я полностью уверен в мерах, принятых Швецией». Volvo, которая была вынуждена остановить производство по всей Европе и уволить около 20 000 шведских сотрудников, в понедельник возобновило производство на своих шведских заводах.
«Все наши меры основаны на ответственности отдельных лиц, и это также является важной частью шведской модели», — сказал Самуэльссон.
Экономика
Шведская стратегия Covid-19 может в конечном итоге привести к меньшему экономическому спаду, по сравнению с остальной Европой, считает экономист HSBC Global Research Джеймс Померой.
«Хотя нежелание Швеции блокировать страну может в итоге оказаться необоснованным, зато, если кривая распространения инфекции сгладится, экономика страны сможет быстрей восстановиться», — сказал он.
Померой указал на некоторые шведские особенности, которые могут помочь стране справиться с текущим кризисом. Более половины шведских домохозяйств состоят из одного человека, что облегчает социальное дистанцирование. Больше людей работают из дома, чем где-либо еще в Европе, и у всех есть доступ к быстрому Интернету, который помогает сотрудникам оставаться продуктивной вне офиса.
Хотя во многих других странах были приняты строгие законы и введены огромные штрафы за нарушение самоизоляции, шведы, похоже, следуют правилам без изменения законодательства. По данным крупнейшего в стране оператора мобильной связи Telia Company, количество поездок из Стокгольма в Готланд — популярное место отдыха — сократилось на 96% за пасхальные выходные. А статистика онлайн-сервиса Citymapper свидетельствует о почти 75-процентном снижении мобильности в столице.