Среднее между дроном и маленьким самолетом: в США представили первый летающий автомобиль

1000x-1Если вы хотите увидеть летающий автомобиль ДжойБена Бевирта, вам понадобится вертолет. Частный аэродром инженера расположен в Северной Калифорнии между Монтерреем и Санта-Барбарой, в удалении от пляжей и зеленых полей.

44-летний Бевирт,  чьи всплески детского восторга подчеркивают его спокойную силу, указывает репортерам на прототип, стоящий на грязной взлетно-посадочной полосе. Это экзотический белый самолет с несколькими пропеллерами (Бевирт согласился на посещение только при условии, что все технические особенности не публикуются). Сам он называет его воздушным такси. «То, о чем я мечтал уже 40 лет, — говорит он. — Это кульминация моей жизни!».

Бевирт является основателем и главным исполнительным директором стартапа JobyAviationInc. Последние девять лет он провел в попытках спроектировать и построить совершенно новый вид самолетов с короткими лопастями. Хотите, верьте, хотите, нет, но все идет хорошо. Журналист агентства Bloomberg первым увидел демонстрацию прототипа, названного Рейчел.

Пилоту удалось выполнить вертикальный взлет, 15 минут полета в 25 километровой зоне и безопасную посадку. Приведенное в действие электрическими двигателями и управляемое сложным программным обеспечением, воздушное такси – это что-то среднее между дроном и маленьким самолетом.

Оно способно выполнять вертикальный взлет, летать в два раза быстрее, чем вертолет, при этом издавать столько же шума, сколько рой суперпчел. Бевирт уверен, что в один прекрасный день тысячи подобных аппаратов будут перевозить людей в городах, оставляя обычный трафик далеко внизу.

Всему этому предшествовали неудачные попытки сконструировать летающую машину The Jetsons. В конце-концов, Биверту удалось убедить людей с большими кошельками и привлечь инвестиции. 1 февраля Joby Aviation объявила о выпуске нового венчурного финансирования в размере 100 миллионов долларов, что более чем в три раза превышает его капитал от таких инвесторов как IntelCapital, ToyotaAIVentures, JetBlueTechnologyVentures и CapricornInvestmentGroup, известный, как сторонник Tesla и космических технологий.

Благодаря последним разработкам в области электромоторов, батарей, программном обеспечении и других компонентах, конкуренция среди небесных сигвеях — летающих автомобилей и воздушных такси, сейчас  намного выше, чем пару лет назад.

Ларри Пейдж, исполнительный директор Alphabet Inc., дочерней компании Google, накачал десятками миллионов долларов стартапы Kitty Hawk и Zee.Aero. Более дюжины других стартапов по всему миру имеют похожие проекты на разных этапах проектирования, так же как и Airbus SE и Boeing Co.

Даже Uber Technologies Inc. утверждает, что работает над сервисом воздушного такси, предварительно названным Uber Elevate. «Я думаю, что это случится в ближайшие 10 лет», — сказал генеральный директор Uber Дара Хосрошахи во время своего выступления 22 января на технической конференции в Мюнхене.

Секретность, используемая Бевиртом, так же распространяется на окрестности: трейлеры, которые он использует в качестве центров управления для своих инженеров, покрыты плакатами, предупреждающими о горных львах, змеях, пауках и другой смертельной фауне.

Бевирт говорит, что его компания намерена построить самолет, в котором смогут разместиться четыре пассажира и пилот, и который будет пролетать на одном заряде не менее 240 километров, на высоте, достаточной для того, чтобы кабина не находилась под давлением.

«Еще одна цель — быть в 100 раз более комфортным во время взлета и посадки, чем вертолет, а так же обеспечивать тишину во время полета», — говорит исполнительный председатель компании Пол Скьярра.

Более десяти лет назад Бевирт, квалифицированный инженер-механик,  добился успеха в продаже сгибаемых штативов и других принадлежностей для камер. Он использовал эти деньги для своего авиационного стартапа. Несколько лет назад в компании было 35 человек, работающих над различными прототипами, теперь их количество выросло до 120. Большинство из них работают далеко от аэродрома на его ранчо в Санта-Крузе. Там инженеры делают практически каждую часть прототипа воздушного такси, начиная с кабины и двигателей и заканчивая программным обеспечением для управления полетом.

Бевирт считает, что в будущем каждый офис обзаведется посадочной площадкой.  По его словам, поездка будет стоить примерно столько же, сколько стоит поездка в Uber или Lyft. Он уверен, что в конечном итоге воздушные такси станут полностью автономными. «Наша миссия — экономить миллиарды человеко-часов», — говорит он.

Но Бевирт не столь уверен в том, когда именно сможет реализовать проект. Нужно убедить политиков, Федеральное управление гражданской авиации США и людей, использующих такси в том, что его изобретение безопасно. И этот момент может стать огромной проблемой.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»