Китай скупает Европу: уже куплены «Вольво», «Соня Рикель» и часть «Пежо-Ситроен». На очереди – «Пирелли»

pirellipowerBloomberg: по каким-то странным причинам европейцы считают китайских инвесторов более надёжными, чем российские.

Китайские инвесторы крайне заинтересованы в европейских компаниях, и аппетиты выходцев из Поднебесной непрерывно растут. Недавно они выразили желание вложить деньги в роскошный комплекс зданий на берлинской Постдамской площади и купить итальянского производителя шин «Пирелли». По каким-то странным причинам европейцы считают китайских инвесторов, даже государственных, более надёжными по сравнению с российскими.

До 2011 года Китай был преимущественно получателем европейских инвестиций, но долговой кризис резко изменил ситуацию. Многие европейские правительства решились на массовую приватизацию, а обычные компании стали куда менее разборчивы в выборе инвесторов. Китайцы уже купили «Вольво» в Швеции, крупную долю в «Пежо-Ситроен», французский дом мод «Соня Рикель» и главный порт Греции в Пирее.

Весь прошлый год китайская активность росла ударными темпами. Хотя китайцы проявляют интерес и к США, денежные потоки в Европу превзошли все рекорды — дело дошло даже до латвийской и португальской недвижимости. Европа относительно дешева, открыта миру и у неё есть две вещи, которых отчаянно хотят китайцы: технологии и бренды.

В случае с «Пирелли», к примеру, речь именно о бренде. Покупатель— «China National Tire&Rubber Company» — является частью государственного гиганта «ChemChina» и продаёт более 20 млн шин в год. Но о ней никто не слышал, а вот «Пирелли» с его авторитетом в автоспорте – совсем другое дело. Ряд западных экспертов уже заподозрил подвох: европейские страны, по сути, отдают наработанные инструменты влияния в распоряжение китайского правительства. «Сейчас кажется, что китайские инвестиции – это манна небесная, но она может обернуться троянским конём, с помощью которого Китай утвердит своё влияние в центре Европы», — предупреждает сотрудница Принстонского университета София Мьюнер.

Европейские же инвесторы в Китае вынуждены создавать совместные компании и терпеть массу ограничений. Хотя Брюссель пытается выторговать себе преференции, ЕС пока остаётся в довольно невыгодном положении. Всё это вызывает у европейцев довольно закономерную подозрительность. К сожалению, с не меньшей — если не большей — подозрительностью они относятся и к российским гражданам. Великобритания, к примеру, заблокировала сделку Михаила Фридмана по покупке нефтяных скважин в Северном море у немецкой «Dea». Непонятно, чем китайцы могут оказаться предпочтительнее.

Перевод Александра Заворотнего, специально для «БВ»