The Gardian: Гульнара Каримова выбивала доли в российских компаниях, ничего в них не вкладывая.
Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова вновь обвиняется в коррупции. В руки следствия попали факты, доказывающие, что она получила более 1 млрд долларов от телекоммуникационных компаний, пытающихся получить доступ к рынку.
Проект освещения борьбы с организованной преступностью и коррупцией (OCCRP), который ведёт группа независимых журналистов, сообщил, что Каримова получала деньги и доли в скандинавских и российских телекоммуникационных компаниях, включая «TeliaSonera», «Telenor», «МТС» и «Альфа-Телеком».
OCCRP характеризует деятельность Каримовой как «вызывающую»: она, по сути, отнимала деньги у государства и перенаправляла их в банки, офшорные фонды и роскошную недвижимость за рубежом.
Каримову обвиняют в том, что она требовала процент от дохода компаний и наличные средства за «личные услуги по продвижению интересов компаний».
Каримова «показала безжалостную способность выбивать доли (обычно она предпочитала 26%) в процветающих компаниях, ничего в них не вкладывая».
По имеющимся свидетельствам, скандинавский телекоммуникационный гигант «TeliaSonera» заплатил Каримовой 381 млн долларов и пообещал ещё 75 млн долларов в обмен на вхождение на рынок сотовых телефонов в Узбекистане. Российская «МТС» заплатила 350 млн долларов, а «Вымпелком» — совместное предприятие российского «Альфа-Телекома» и норвежской «Telenor» — 176 млн долларов.
Обвинения дочери президента в коррупции впервые всплыли ещё в 2012 году, когда «TeliaSonera» уличили в сомнительных выплатах за право работать на территории Узбекистана. За этим последовало расследование, совпавшее с другим расследованием по обвинению в отмывании денег в Швейцарии, где Каримова также оказалась в числе подозреваемых.
«TeliaSonera», попавшая в прицел правоохранительных органов ещё и в США и Нидерландах, была вынуждена признать, что «некоторые транзакции не вполне соответствовали общепринятым деловым методам».
Каримова находится под следствием в Узбекистане. В сентябре прошлого года сообщалось, что ей может грозить продолжительное тюремное заключение, но с тех пор дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Сама Каримова отрицает все обвинения и заявляет, что они вызваны политическими причинами. Она находится под домашним арестом уже больше года и не стала комментировать новые доказательства своей вины.
Перевод Александра Заворотнего, специально для «БВ»