Конкуренция за Арктику усиливается

Конкуренция за Арктику усиливается

Конкуренция за Арктику усиливается«The Washington Post»:  Северный морской путь в перспективе может стать интересной альтернативой Суэцкому каналу.

На протяжении всего двадцатого столетия арктический регион был зоной повышенного внимания военных; и НАТО, и СССР разместили там немало стратегических баз для атомных субмарин и испытательных полигонов для межконтинентальных баллистических ракет. После окончания холодной войны Арктика поначалу утратила своё былое значение. Тем не менее, в последнее десятилетие климатические изменения и стремительный рост цен на энергоносители привёл к усилению конкуренции за этот регион. Россия тоже постепенно смещает своё внимание к полярным областям, которые её лидеры рассматривают как потенциальный источник экономического роста с точки зрения как изобилия природных ресурсов, так и новых морских торговых путей.

Российская политика в Арктике определяется сочетанием нескольких факторов. Важнейший из них — несомненно, экономический потенциал. Российское министерство природных ресурсов заявляет, что те участки Северного Ледовитого океана, на которые претендует Россия, содержат больше нефти, чем доказанные запасы Саудовской Аравии. Россия уже разрабатывает планы добычи, включая месторождения на Ямале и прилежащей к нему акватории. Первый проектом стала платформа „Приразломная”, расположенная к югу от Новой Земли, — добыча там началась в декабре 2013г. Тем не менее, стоит отметить, что ресурсы сосредоточены в основном в океане, так что для противодействия штормам и льдам потребуются и новые технологии, и соответствующие инвестиции, что делает добычу экономически оправданной только при условии высоких цен на нефть и газ.

Будущий экономический потенциал Арктики не сводится исключительно к сырью. В последние десятилетия стало ясно, что климатические изменения приводят к интенсивному таянию полярных ледяных шапок. В таких условиях Северный морской путь в перспективе может стать интересной альтернативой Суэцкому каналу и взять на себя часть коммерческих морских грузоперевозок. Разумеется, это также потребует существенных инвестиций в ледоколы, расширение мощностей существующих портов и строительство новых, места для стоянок и прочее.

Российская политика по отношению к северу характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, правительство поддерживает международное сотрудничество, включая шаги, направленные на урегулирование территориальных разногласий и иных столкновений интересов в этом регионе. С другой, выдерживается довольно агрессивная риторика, подчёркивающая суверенитет России над большей частью Арктики, и сопровождающаяся милитаризацией. Вероятно, эти меры направлены в основном на завоевание симпатий российского электората.

Перевод Александра Заворотнего