Амбициозные планы Intel на $52 млрд по производству чипов в Огайо портит нехватка рабочей силы

Амбициозные планы Intel на  млрд по производству чипов в Огайо портит нехватка рабочей силы

Амбициозные планы Intel на $52 млрд по производству чипов в Огайо портит нехватка рабочей силыЕсли вы хотите увидеть «Поле мечты» Джо Байдена, отправляйтесь на пересечение улиц Кловер-Вэлли-роуд и Миллер-роуд в округе Ликинг, штат Огайо. Там вы сможете взглянуть сквозь сетчатый забор на то, что серым зимним утром выглядело как море грязи с несколькими бульдозерами и строителями в касках. А коровы в соседнем коровнике, казалось, больше интересовались своим кормом, чем экономической революцией, разворачивающейся совсем рядом.

Через несколько месяцев количество рабочих мест здесь вырастет до тысяч, и все они будут собирать то, что президент США в своем последнем обращении к Конгрессу назвал одним из самых передовых заводов по производству полупроводников на планете. 20 миллиардов долларов, которые Intel Corp. вкладывает в это производство, являются плодом двухпартийных федеральных усилий. Он направлен на возрождение внутреннего производства чипов, чтобы ослабить зависимость от азиатского импорта, а также противостоять стремлению Китая вытеснить США с поста мировой технологической сверхдержавы, пишет Bloomberg.

Планы комплекса Intel в Огайо, первого крупного проекта в штатах за 40 лет, предусматривают строительство до 10 заводов в течение десяти или более лет. На первой паре, которая должна быть построена к 2025 году, будет занято 3000 человек. Но для возведения этих зданий потребуется еще больше народа — 7 тысяч, плюс-минус, согласно прогнозам компании.

Визуализация комплекса Intel в Огайо. Предоставлено: Intel Corporation

Крупнейший набег Америки на промышленную политику со времен Второй мировой войны сталкивается с одним большим препятствием, которое становится очевидным на аванпосте Intel в Огайо. Исторически США процветали, потому что у них было достаточно рабочей силы — по хорошим (иммиграция) и плохим (рабство) причинам. Но настало время, когда демография Америки вступает в заговор против ее экономических амбиций.

Кэтрин Райан Фотограф: Мелисса Литтл для Bloomberg Businessweek

 

Прошло всего шесть месяцев с момента закладки фундамента, но ведущий подрядчик Intel уже пытается найти рабочих. Кэтрин Хант Райан, президент по производству и технологиям Bechtel Corp., говорит, что потребность проекта в электриках и трубомонтажниках «значительно превышает предложение рабочей силы в этом районе». Bechtel рассчитывает импортировать не менее 40% необходимых ей рабочих из-за пределов района Колумбуса, в том числе из других штатов. Еще 30% будут учениками, работающими по профсоюзным программам.

И Интел не одинок. Сейчас в США не хватает поваров, конвейерных рабочих, медсестер, учителей, водителей грузовиков, полицейских, пожарных, сварщиков — список можно еще долго продолжать. Безработица находится на самом низком уровне за более чем полвека, а количество вакансий находится на рекордно высоком уровне. Итог: по данным исследователей Федерального резервного банка Сент-Луиса, в январе вакансий было на 5,1 млн больше, чем людей, которые могли бы их заполнить.

Сверхплотный рынок труда часто рассматривается как аберрация, вызванная пандемией. Но есть веские основания полагать, что это действительно продукт демографических тенденций, которые предшествовали Covid-19 и ускорились вместе с ним. Эксперты говорят, что без значимого государственного вмешательства дефицит рабочей силы в Америке может стать налогом на рост и спровоцировать новую волну офшоринга, подобную той, которую пытается остановить закон о чипах и науке 2022 года.

Растущий дефицит рабочей силы. Серый — рабочая сила в США; Красный – спрос на рабочую силу в США.

Источник: Федеральный резервный банк Сент-Луиса. *Количество занятых плюс общее количество вакансий, не связанных с сельским хозяйством.

Население трудоспособного возраста в США сократилось в 2018 году впервые  с 1960 года, поскольку число выходцев на пенсию среди бэби-бумеров увеличилось, а количество молодых людей, поступивших на рынок труда, сократилось. Когорта, которая охватывает лиц в возрасте от 15 до 64 лет, также сократилась в течение двух последующих лет и с тех пор увеличилась только из-за восстановления международной иммиграции. (Скачок был в значительной степени результатом ослабления ограничений на поездки, введенных в разгар пандемии.)

Сложите все это, и результаты поразительны: с 2017 по 2022 год трудоспособное население США выросло всего на 1,7 миллиона человек против 11,9 миллиона в 2000-2005 годах.

То, что когда-то было заботой узкой группы демографов и актуариев, теперь беспокоит всех, от владельцев малого бизнеса до политиков в Федеральной резервной системе. В своем ноябрьском выступлении председатель ФРС Джером Пауэлл назвал смертность от пандемии, рост пенсионного возраста и снижение участия в рабочей силе ключевыми факторами растущей нехватки. Он отметил, что из-за разрыва рост заработной платы значительно превышает исторические тенденции, что усложняет задачу ФРС по обузданию инфляции.

Конечно, слишком много рабочих мест — не самая страшная проблема для экономики. Поговорите с руководителями профсоюзов в Огайо, и они с благоговением расскажут о небывалом буме спроса на рабочих благодаря Intel и другим проектам, таким как новый завод по производству электромобилей Honda Motor Co.

«Это похоже на цунами», — утверждает Майк Книсли, возглавляющий Совет по строительству и строительству штата Огайо. Тем не менее, он признает, что вызов еще впереди. Каждый пятый из его сотрудников — это бэби-бумер, который достигнет пенсионного возраста в ближайшие пять лет. 

Дорси Хагер Фотограф: Мэдди МакГарви для Bloomberg Businessweek

Чтобы набрать замену, Дорси Хагер, глава Центрального совета по строительным профессиям Огайо, теперь регулярно посещает средние школы, где он пытается убедить подростков представить для себя прибыльную карьеру электриков и сантехников.

«Мы разговариваем не только с детьми, но и с учителями», — делится Хагер. — «Мы разговариваем с руководителями. Мы разговариваем с консультантами. Мы разговариваем с мамами и папами». По словам Хагера, пять лет назад он мог пообещать им от шести до девяти месяцев стабильной работы по окончании четырехлетнего ученичества. Теперь: «Я могу честно сказать вам, что перспективы работы на следующие 22-25 лет хорошие».

Все более ожесточенное соперничество между США и Китаем, сосредоточенное в основном на технологических инновациях, уже подпитывает глобальную войну за таланты в таких стратегических отраслях, как полупроводники. Хагер занимается внутренней версией этой битвы за тела, которая, по мнению экспертов, в ближайшие годы будет только усиливаться. Конкуренция между штатами и муниципалитетами, которая на протяжении десятилетий сводилась к привлечению инвесторов и заводов, «значительно сместилась в сторону доступности талантов», — утверждает Дж. П. Насиф, президент и главный исполнительный директор JobsOhio, органа экономического развития штата.

 

Рекламный щит JobsOhio в Нью-Йорке, 2021 год. Предоставлено: JobsOhio

Это соревнование может резко обостриться. Особенно, когда вы являетесь штатом со стареющей рабочей силой и сокращающимся населением. Во время пандемии JobsOhio запустила рекламную кампанию, ориентированную на крупные города США, обещая работу и доступный образ жизни среднего класса всем, кто достаточно смел, чтобы туда переехать. «Работайте из дома, а не из «квартиры-студии с завышенной ценой»», — гласил один рекламный щит в Нью-Йорке.

Если все пойдет по плану, Мэддикс Керлисс в мае этого года закончит Центральный технический колледж штата Огайо, получив двухлетнюю степень младшего специалиста в области технологии электротехники. 20-летний парень не беспокоится о том, чтобы устроиться на работу. «Я просто ошеломлен количеством возможностей», — улыбается он, добавляя, что робототехническая компания, в которой он сейчас стажируется на полставки, уже пытается его нанять.

Керлисс и многие его одноклассники положили глаз на то поле фермы округа Ликинг, где строится завод Intel. «Нечасто такая компания появляется в Огайо, особенно на моем заднем дворе», — говорит Керлисс, выросший в соседнем Ньюарке. «Обычно такие компании уезжают за границу».

По данным полупроводниковой промышленности, обещание субсидий в размере 52 миллиардов долларов, предлагаемое в Законе о микросхемах, уже привело к реализации не менее 40 проектов и инвестициям частного сектора примерно в 200 миллиардов долларов. По словам министра торговли Джины Раймондо, чтобы укомплектовать эти заводы, отрасли потребуется 100 000 новых технических специалистов в дополнение к 277 000, которые уже работают. «Это совершенно другой момент в истории по сравнению с прошлыми 20, 40 или 50 годами», — говорит Габриэла Круз Томпсон, исполнительный директор Intel, у которой есть бюджет в размере 50 миллионов долларов на финансирование программ обучения в университетах и технических колледжах в Огайо. «У нас никогда не было таких крупных компаний, которые строили так много».

Стимулы, созданные прошлогодним законом о снижении инфляции, также мотивируют инвестиции: почти еженедельно объявляется о новых заводах по производству электромобилей и аккумуляторов. Сумма в 1,2 триллиона долларов, утвержденная Конгрессом на инфраструктуру в 2021 году, также повышает спрос на рабочую силу. Отмечая в конце января проект туннеля в Балтиморе, Байден приветствовал создание 20 000 рабочих мест. На следующий день он был в Нью-Йорке, рекламируя проект Гудзонского туннеля и обещая 72 000 «хороших рабочих мест, на которых вы сможете содержать семью» для «разнорабочих, электриков, плотников, бетонщиков, металлургов, инженеров-эксплуатационников и многих других».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»