Почему Китай давит на тормоз Didi? Спойлер: компания зарегистрирована в США

Спустя всего несколько дней после того, как Didi Global Inc., китайская версия Uber, провела в Нью-Йорке первичное публичное размещение акций на сумму 4,4 миллиарда долларов, китайский регулятор киберпространства фактически приказал удалить Didi из магазинов приложений, сославшись на риски для безопасности.Тем не менее, этот шаг не мешает компании работать — полмиллиарда существующих пользователей все еще смогут заказывать поездки. Но это усиливает неопределенность, окружающую все китайские интернет-компании, поскольку регуляторы все чаще задают тренд по контролю за высокими технологиями, считает Bloomberg. Что такое Didi? Это крупнейшая в Китае компания по прокату автомобилей. Didi выдавил Uber из Китая пять лет назад, выкупив операции американской компании после дорогой ценовой войны. Его блокбастерное IPO 30 июня стало вторым по величине в США компанией, базирующейся в Китае, после Alibaba Group Holding Ltd.  В результате  рыночная стоимость Didi составила около 68 миллиардов долларов. С учетом опционов на акции и паев с ограничениями на акции разводненная стоимость компании превышает 71 миллиард долларов, что значительно ниже оценок, составлявших 100 миллиардов долларов всего несколько месяцев назад. Относительно скромные показатели отражают как растущую осторожность инвесторов в отношении дорогостоящих акций, так и недавние репрессии Китая в отношении своих крупнейших технологических игроков. О чем это расследование? Детали пока очень неясны. Через два дня после выхода компании на IPO Администрация киберпространства Китая сообщила о начале проверки кибербезопасности компании, чтобы предотвратить риски утечки данных, защитить национальную безопасность и общественные интересы. Через два дня после этого регулятор заявил, что Didi допустил серьезные нарушения при сборе и использовании личной информации, и приказал удалить приложение. Нет никаких подробностей о том, на чем именно сосредоточено расследование, когда и где произошли предполагаемые нарушения, и будут ли применяться дополнительные виды наказания. Есть какие-нибудь подсказки? The Global Times, поддерживаемая Коммунистической партией газета, написала в редакционной статье, что Didi, несомненно, обладает самой подробной информацией о поездках среди крупных интернет-компаний и, по-видимому, обладает способностью проводить «анализ больших данных» об индивидуальном поведении и привычках. В целях защиты личных данных, а также национальной безопасности, Китай должен быть еще более строгим в своем надзоре за безопасностью данных Didi, учитывая, что компания зарегистрирована в США, а два ее крупнейших акционера — иностранные компании. Проблемы только у Didi? Нет. Китайский интернет-регулятор расширил свое расследование еще на две компании, зарегистрированные в США, нацелившись на Full Truck Alliance Co. и Kanzhun Ltd. вскоре после проведения проверки Didi Global Inc. Это было неожиданно? Нет. В мае антимонопольный орган Китая приказал Didi и девяти другим лидерам в сфере перевозок пересмотреть практику от произвольного повышения цен до несправедливого обращения с водителями. В более широком смысле, Пекин находится в процессе масштабных репрессий против крупных технологических компаний страны, призванных обуздать их растущее влияние. В ноябре 2020 года власти сорвали запланированное IPO финтех-гиганта Ant Group Co., а в апреле наложили на Alibaba рекордный штраф в 2,8 миллиарда долларов после того, как антимонопольное расследование обнаружило, что она злоупотребила своим господством на рынке. Почему Didi играет такую большую роль? Didi доминирует в сфере обслуживания пассажиров в Китае, на ее долю в четвертом квартале 2020 года приходилось 88% от общего числа поездок. Когда компания купила китайские подразделения Uber в 2016 году, тот приобрел долю в Didi, сейчас составляющую 12%. IPO компании в США проводилось одним из авторитетнейших банков с Уолл-стрит. Это одна из крупнейших разовых инвестиций в портфеле SoftBank Group Corp., а Tencent Holdings Ltd также считается крупным акционером. Однако из-за особенностей структуры собственности главный исполнительный директор Чэн Вэй и президент Жан Лю контролируют более 50% голосов. Как дела у компании? Хотя в прошлом году Didi имела чистый убыток в 1,6 миллиарда долларов при выручке в 21,6 миллиарда долларов, согласно документам, представленным в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, ей удалось избешать трагичного пандемийного спада. Didi сообщила о чистой прибыли в размере 837 миллионов долларов в первом квартале 2021 года. Поскольку рост ее основного рынка начал замедляться, она быстро расширилась в области от ремонта автомобилей до доставки продуктов и вложила сотни миллионов в исследования технологий автономного вождения. Также сообщается, что Didi  планирует расширить услуги в Западной Европе. Что теперь будет? Критически важным вопросом является то, что обнаружит расследование регулятора, касающееся пользовательских данных. Главными вопросами остаются, смогут ли эти действия оттолкнуть другие китайские технологические компании от включения в листинг за рубежом, и знаменуют ли они новое направление для регулятивного подавления. Didi в своем заявлении отметил, что будет полностью сотрудничать с регулятором. Однако предупредил, что удаление приложения для новых пользователей может отрицательно сказаться на доходах.  Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»