Wildberries: крупнейший российский интернет-магазин был основан находящейся в декрете учительницей английского

заставкаПо меньшей мере пять компаний могут считаться участниками борьбы за управление розничной онлайн торговлей России.

Большинство из них поддерживаются банками или миллиардерами. Но главным претендентом руководит бывшая учительница английского языка, мать четырех детей, основавшая компанию в своей московской квартире будучи в декретном отпуске.

«Сначала я делала все сама, собирала товары и отправляла их клиентам в другой конец Москвы на метро или автобусе», — рассказала Bloomberg Татьяна Бакалчук, главный исполнительный директор Wildberries, в которой сейчас трудятся более 15 тысяч сотрудников. В прошлом году оборот компании составил 1 миллиард долларов, что на 40 процентов больше, чем в 2016 году.

42-летняя Бакалчук, задумала Wildberries в 2004 году как место для покупок таких людей, как она: мам с ограниченным бюджетом и временем. Вначале она заказывала одежду оптом из немецкого почтового каталога, сканировала картинки и размещала их на своем сайте. Татьяна не требовала с клиентов предоплату и организовала курьерскую доставку, не заставляя покупателей забирать покупки самим.

фото1Исследовательская компания Data Insight оценила российский рынок в 14 миллиардов долларов, 7 процентов которого принадлежит Wildberries, что делает ее одним из крупнейшим онлайн-магазином страны. Конечно же, количество проданных товаров на AliExpress Alibaba Group Holding Ltd. и Yandex.Market намного выше, но эти компании, в основном, перепродают, в то время как в Wildberries обзавелись собственной линейкой.

Amazon.com Inc. продолжает оставаться в стороне от российского рынка, в следствии политической напряженности и логистических проблем страны с её 11-ю часовыми поясами.

Среди интернет-магазинов России у Wildberries самая эффективная логистика, а также лояльная клиентская база, говорит Федор Вирин, партнер Data Insight. Но самодостаточность компании делает её уязвимой в сравнении с теми, кто обладает надежной финансовой поддержкой. Например,  AliExpress, которая в основном продает товары, импортируемые из Китая; М.видео, контролируемое миллиардером Михаилом Гуцериевым; Ozon.ru, поддерживаемый еще одним миллиардером — Владимиром Евтушенковым.

С пятью компаниями, которые контролируют около четверти рынка, «очевидно, что будет происходить консолидация, — говорит Вирин. — В итоге останется только несколько крупных игроков».

фото2В течение года после запуска «Wildberries» Бакалчук начала нанимать курьеров для доставки своих товаров. После того как ее квартира оказалась забита товарами, она арендовала место в ближайшем научно-исследовательском институте, но рост компании оказался экспоненциальным.

«Каждый раз, когда мы переезжали в новый склад, с пространством, достаточным для игры в футбол, нам казалось что мы останемся там на годы», — говорит Бакалчук. «Но уже несколько месяцев спустя нам потребовалось еще больше места».

Поскольку доход от компании затмил небольшой ИТ-бизнес ее мужа, Владислав начал помогать больше в Wildberries, где числится в качестве соучредителя. В 2006 году компанию проинвестировал знакомый Бакалчуков Сергей Ануфриев. По данным Bloomberg Billionaires Index, на данный момент компания разделена на три боле или менее равные части и оценивается более чем в 600 миллионов долларов. К ним обращаются частные акционерные компании, но Бакалчуки отвергли предложения, заявив, что деньги им не нужны.

Первая угроза компании возникла в 2006 году, когда каталог, по которому Бакалчук приобретала товары, решил самостоятельно выйти на российский рынок. Это подтолкнуло Татьяну к подписанию сделок непосредственно с такими брендами, как Tom Tailor, s.Oliver и Adidas. Финансовый кризис в России за 2008-2009 годов помог, поскольку иностранные компании выгрузили дисконтированные коллекции через Wildberries на фоне падения рубля и ослабления спроса.

Начиная с 2014 года, Wildberries добавила косметические товары, игрушки и бытовую технику, такую как микроволновые печи и блендеры. Сегодня компания продает около 10 000 брендов, включая Asics, Geox, L’Oréal и Nike. У компании есть «широкая аудитория, сильные ноу-хау, очень хороший ассортимент и логистическая сеть», — говорит Клаудио Кавиччио, глава L’Oréal, которая начала работать с Бакалчук в 2015 году. «Они отличный бизнес-партнер».

«Wildberries» сейчас активно продвигает продажи мобильных телефонов и других электронных устройств, хотя одежда и обувь по-прежнему приносят ей около 70% дохода. Компания обрабатывает 150 000 заказов в день, эксплуатируя более 600 грузовиков и микроавтобусов в России и ряде соседних стран. Она установила 1700 примерочных точек, где клиенты могут померить одежду и вернуть её, если она не подошла. Осенью этого года Бакалчук покинет свою штаб-квартиру на складе и переедет в офис в центре Москвы.  «Иногда кажется, что я мчусь на скоростном поезде, — говорит Бакалчук, — не имея возможности спрыгнуть».  

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»