Как сделать из одного камня 10 бриллиантов: американский журналист проследил путь российских алмазов

Как сделать из одного камня 10 бриллиантов: американский журналист проследил путь российских алмазов

Как сделать из одного камня 10 бриллиантов: американский журналист проследил путь российских алмазовРоссия является крупнейшим в мире производителем алмазов.

Только в этом году крупнейшая алмазная компания страны, АЛРОСА, продала алмазов на сумму более 2,4 миллиардов долларов.

Во время недавней поездки в Россию Business Insider получил возможность проследить путь, по которому алмазы идут от карьера в Сибири до завода по обогащению руды, от сортировки в алмазодобывающем городе Мирный до полировки в Москве.

 

В 2018 году в России было добыто более 43 миллионов каратов. Для сравнения, второй по величине производитель в мире, Ботсвана, произвел 24,3 миллиона каратов.

фото1

АЛРОСА по объему является крупнейшим в мире производителем алмазов. Компания эксплуатирует 12 алмазных рудников, как подземных, так и открытых, 10 из которых находятся в республике Саха, также известной как Якутия. Это сибирский регион, в пять раз превышающийт размер Франции, но насчитывающий всего около миллиона жителей.

фото2

Чтобы создать шахты, АЛРОСА должна сначала проверить кимберлитовые трубки, которая может содержать алмазы. Как только трубка найдена, взрывчатка удаляет на поверхности часть пустой почвы, которая затем собирается в груды поблизости. Далее прибывают экскаваторы и грузовики, чтобы извлечь кимберлитовую руду, которая содержит алмазы.

фото4

В каждом ковше экскаватора содержится около 30 тонн почвы или руды. В один грузовик таких помещается около трех. На Ботуобинской шахте, которую корреспондент BI посетил в Якутии, в течение 24 часов добывается около 60 000 тонн почвы и руды. Как только карьерная шахта исчерпана, она обычно превращается в подземную шахту, и работы продолжаются уже под землей.

фото5

В среднем у грузовика уходит порядка 40 минут, для того чтобы добраться до дна шахты и подняться обратно. Некоторые везут на свалку пустую почву, в то время как другие перевозят кимберлитовую руду на завод для процесса обогащения руды, чтобы отделить необработанные алмазы. Один из таких находился всего в 10 минутах от шахты, которую мне показали

Фото6

Обработка руды, в основном, автоматизированный процесс. На этом заводе каждый день перерабатывается около 6000 тонн руды, и это не самое большое из предприятий.

фото7

Завод работает 24 часа в сутки, хотя каждые две недели его останавливают на 12 часов для технического обслуживания.

На первом этапе обработки руды огромные куски руды измельчаются до кусков размером не более пяти сантиметров, сначала с использованием щёковых дробилок, а затем с помощью процесса «мокрого помола», в котором для разрушения комков используется вода.

фото8

После того, как алмазы, наконец, извлечены из руды, они очищаются, грубо сортируются и упаковываются в контейнеры для отправки на сортировочное предприятие в Мирном, алмазодобывающем городе, где проживает много шахтеров и других работников. Находится он в 300 километрах от рудного завода, там алмазы сортируются по размеру, цвету и качеству.

фото9

После сортировки более крупные алмазы — камни весом 10,8 карата и более считаются бриллиантами «особого размера» — гранятся, полируются и продаются на международных аукционах, таких как Christie’s. Маленькие драгоценные камни продаются необработанными — или не полированными — оптом для промышленного использования.

фото10

После предварительной сортировки в Якутии алмазы транспортируются почти за 10 тысяч километров на объекты АЛРОСА в Москве для оценки, огранки и полировки.

Фото11

Здесь первым этапом является оценка алмаза – попытка спрогнозировать цену камня и количество бриллиантов, которые вы можете из него получить. Один необработанный камень может содержать до 10 или даже 12 бриллиантов.

фото12.

Одной из частей оценки является трехмерное сканирование алмаза, чтобы увидеть потенциальные размеры и формы, которые из него могут получатся. Этим занимается специальная программа под названием Sarine. «Все сделано для того, чтобы увеличить потенциальный доход», — сказал нам сотрудник АЛРОСА.

фото13

Следующим шагом является огранка необработанных алмазов, которая выполняется с помощью водяных лазеров и может занять месяцы или даже годы. «Каждый раз приняв решение, пути назад уже не будет, — сказал нам сотрудник АЛРОСА. — Вы знаете, что ваше решение может стоить 1 миллион долларов… Именно поэтому процесс настолько сложный и может занять месяцы».

По его словам, для того, чтобы стать огранщиком, требуется около шести месяцев обучения первичного обучения, а затем еще одно дополнительное пятилетнее. Некоторые специализируются на определенных формах, таких, как круглые бриллианты или в форме сердца.

фото14

После резки алмазы подвергаются механической обработке и формируются в  предварительные формы.

фото15

И, наконец, на заключительном этапе алмаз полируется с помощью вращающегося сортировочного круга, покрытого специальной алмазной пастой.

фото16

Большинство драгоценных камней, которые продает Алроса, являются необработанными. Большая часть этих алмазов продается оптом клиентам, с которыми у них заключены долгосрочные контракты.

Как сделать из одного камня 10 бриллиантов: американский журналист проследил путь российских алмазов

Около 65 клиентов работают с АЛРОСА по долгосрочным контрактам, на них пришлось 77% продаж алмазного сырья в 2017 году. Ювелиры обычно покупают подобные необработанные алмазы за коробками, а не отдельными камнями. Только в сентябре 2019 года АЛРОСА продала необработанных алмазов на сумму 256,5 миллиона долларов.

Крупные алмазы, весом 10,8 карата и более и считающиеся «бриллиантами особого размера», продаются на международных аукционах.

фото18

В марте 2019 года АЛРОСА провела в Нью-Йорке аукцион по продаже алмазов, который принес 11,8 миллиона долларов. Компания пытается повысить узнаваемость своего имени в США, как заявил в начале этого года глава ее североамериканского подразделения Ричард Фелони. По состоянию на октябрь, АЛРОСА за 2019 год уже продала алмазов более чем на 2,4 миллиарда долларов.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»