Москва наводит урбанистический блеск, не замечая санкций

Москва наводит урбанистический блеск, не замечая санкций

Москва наводит урбанистический блеск, не замечая санкцийУмные городские приложения, аккуратные деревья, работающий метрополитен. В то время как Вашингтон продолжает вводить санкции, Россия переделывает свою столицу в образцовый город. Подробнее — в специальном репортажеВалерия Стиверса.

Москва показалась мне средневековой, когда я впервые приехал сюда в январе 1998 года в поисках приключений. Было всего несколько рекламных щитов, объявлений и витрин с товарами. Женщины, работающие в местном продуктовом магазине, носили платки и взвешивали мои покупки на старомодных весах, у одной была кровоточащая рана на руке и потемневшая повязка. Во мне было достаточно от американца, чтобы испытать шок.

Чтобы купить яблоки, мне пришлось стоять в трех очередях. Моя подруга Ольга работала в Кризисе жанра, одном из первых баров Москвы, и когда я шел туда ночью из метро Кропоткинская, улицы были совершенно пустыми.

Какой великолепной была тогда Москва! Я фотографировал, ослепленный монументальными масштабами города, массивными бульварами и брутальной архитектурой, океанами мрамора в метро, статуями соцреализма, смотревшими в утопическое будущее. Все это – даже памятник  Надежде Крупской, жене Ленина, чья черная металлическая статуя стояла рядом с метро Чистые Пруды, было прекрасно.

msk2Распад Советского Союза, который Запад праздновал как триумф, стал катастрофическим для многих москвичей. Учителя и рабочие на государственных заводах месяцами не получали зарплату, средний класс начал голодать. К концу 90-х годов жизнь стала менее тяжкой, но в ходу были две валюты, и гиперинфляция рубля подкосила коммунальное хозяйство. В замусоренных парках толклись алкоголики, детские площадки были покрыты битым стеклом и пахли мочой, а прекрасные старые станции метро были инкрустированы киосками. Даже снег не убирался.  Я быстро привык передвигаться как все местные – шаркающей походкой по замёрзшим тротуарам.

Сегодняшняя Москва чистая, зеленая и привлекательная – там, где ее не затронуло ревностное обновление. Гламур величия уступил место равномерному свечению, хотя некоторые странности остались. В августе прошлого года на месте скамейки, где я когда-то сидел и плакал от разочарования из-за того, что телефонный автомат не принял пластиковый советский жетон, , появилось кафе с Алисой в Стране Чудес. Его крупная розово-белая пластиковая мебель позволяла с удобством воспользоваться новым бесплатным городским Wi-Fi. Кафе было заполнено улыбающимися молодыми россиянами с ноутбуками, попивающими кофе.

м1Изменения в Москве отражают многие вещи. По-настоящему постсоветское молодежное поколение символизирует относительную стабильность России, но масштабная реконструкция города по своим амбициям напоминает, скорее, памятники соцреализма. Трансформация все еще находится в процессе. Она охватывает почти все: дороги, метро, парки, фасады зданий и муниципальные трубы, кабели и провода.

По общему мнению, движущей силой перестройки города является мэр Москвы 59-летний Сергей Собянин, в прошлом губернатор нефтегазоносной Тюменской области. В 2010 году он заменил  якобы коррумпированного мэра Юриям Лужкова. В 2013 году Собянин выиграл проведенные впервые за 10 лет выборы, победив оппозиционного политика Алексея Навального, получившего 27 процентов голосов.

Сейчас Москва, где работают и платят налоги крупные корпорации и олигархи, явно процветает. По данным Института Брукингса, она занимает 10-е место по величине валового внутреннего продукта среди метрополисов. (Лидирует в списке Нью-Йорк, за ним следуют Токио и Лос-Анджелес).

По российскому налоговому кодексу Москва выступает, скорее, как государство, а не муниципалитет, благодаря чему сохраняет в бюджете непропорциональную долю налоговых поступлений. Большие деньги – это BMW и Bentleys, катающиеся вдоль убранных улиц, гламурная клубная жизнь круглые стуки неделю напролет, совершенно новое метро и оживленные торговые центры на окраине города.

Да, российская экономика пострадала от падения цен на нефть и, в меньшей степени, санкций, введенных в ответ на военные вторжение президента Путина в Украину и военную поддержку Башара Асада в Сирии. Выручка от нефтяных и газовых компаний, которая когда-то составляла 25 процентов налога на потребление в Москве, сократилась примерно до 5 процентов, говорит Сергей Левкин, директор департамента градостроительной политики. Но Россия пережила падение цен на нефть лучше, чем многие страны, зависящие от нефти, согласно отчету Всемирного банка за 2017 год, который даже прогнозирует в России небольшой экономический рост.

м2

Сама Москва не почувствовала такого удара от санкций. Наиболее серьезные последствия, говорит Михаил Дмитриев, президент российской консалтинговой компании New Economic Growth, понесли регионы. Стагнация финансовой сферы (вторичный эффект санкций) препятствовала развитию провинции, которая, в отличие от Москвы, не может платить за новые дороги и мосты из своих бюджетов.

Бюджет Москвы в 2016 году, говорит пресс-секретарь мэрии, составил около 28 миллиардов долларов. Для наглядности – этих денег должно хватать, чтобы обслуживать город с 17 миллионами жителей – в 2 раза больше, чем в Нью-Йорке, за треть бюджета последнего.  Планирование расходов в Москве начинается с общественного обсуждения.

м4В начале июля состоялся шестой ежегодный Московский городской форум, на котором в течение трех дней выступили 419 докладчиков – финансисты, предприниматели, архитекторы и градостроители из России, а также их международные коллеги. Конференция проходила в выставочном центре ВДНХ. Территория выставки была недавно отремонтирована, результатом  официальной щедрости стали 2 миллиона посаженных цветов, 18 000 кустов и 130 деревьев.

Темой конференции стали городские агломерации. Процесс поглощения пригородов и соседних небольших городов разрастающимися мегаполисами неизбежен, согласно прогнозам ООН. Так, Москва в 2014 году захватила часть территории области, удвоив свои географические размеры. Также мэрия объявила, по примеру Пекина, о планах по переводу правительственных учреждений из центра города.

«Я думаю, что благодаря смене мэра вкус улучшился»

Процветание агломераций зависит от их способности привлекать и удерживать человеческий капитал. А для этого нужно сделать мегаполис простым физически и бюрократически. Однако за последнее десятилетие жители стали требовать больше. Многие считают, что город должен быть волшебным ящиком с оригами, постоянно разворачивающим новые слои удовольствия, еды и культуры. Александрос Вашбурн, главный городской дизайнер Нью-Йорка во время правления Майкла Блумберга, говорит, что стратегия заключается в том, чтобы «проектировать на местном уровне, а конкурировать во всем мире».

м3

В течение двух дней форума российские чиновники всех типов подчеркивали, что для оживления городской культуры используются тенденции, уже апробированные остальной частью земного шара – по крайней мере, с точки зрения велосипедных дорожек и симпатичных кафе. Собянин открыл конференцию, прочитав письмо от президента Путина. «В нынешней мировой экономике, — говорится в нем, — конкурентоспособность мегаполисов страны определяет ее конкурентоспособность в целом, и поэтому мы уделяем пристальное внимание качеству жизни в Москве, всем объектам инфраструктуры, дорожным потокам, энергосбережению и защите культурного наследия».

Слышать «качество жизни» и «Москва» в одном предложении немного непривычно. В 90-е годы, если несчастный человек из пригорода пытался пройти в метро не через тот турникет, металлические ворота злобно схлопывались на его коленях. Работники города, подметающие платформы, задели бы вас метлой, если бы вы вовремя не ушли с их пути. По данным индекса TomTom, в 2012 и 2013 годах в Москве был самый ужасный трафик в мире.

Москва столкнулась и продолжает сталкиваться сейчас с рядом вызовов качеству жизни, по крайней мере, с западной точки зрения. Тем не менее, рейтинг одобрения Путина находится на высоком уровне. Общественное инакомыслие чаще всего сосредоточено на коррупции, а не на вопросах социальной справедливости и свободы слова. В этом году наблюдаются рост протестов против коррупции — несмотря на усилия полиции, направленные на их сокращение.

В докладе Комитета гражданских инициатив России за 2016 год указывается, что уровень эмиграции в стране намного выше официального. Сэр Родерик Лайн, британский посол в Москве с 2000 по 2004 год, считает, что за последние 25 лет из России уехало от 2 до 6 миллионов умных молодых россиян.

Лайн, который посещает страну с 1961 года и выступает в качестве советника в банковском секторе, говорит, что среди предпринимателей существует «огромные опасения» в отношении безопасности их имущественных прав.

Тем не менее, Москва сосредоточивает свое внимание на конкуренции во всем мире, развиваясь локально. Районы в центре города становятся приоритетом для пешеходов над автомобилями и озеленяются шаг за шагом по так называемой программе «Моя улица». Это делает центр Москвы с ее брутальными качелями рядом с метро Маяковская, скейт-рампами и деревянными скамейками у реки площадкой для молодых и амбициозных.

Последний элемент – программа под названием «Московские сезоны». Это серии публичных мероприятий с конкурсами, мероприятиями и крупномасштабными художественными инсталляциями. «Если мы просто говорим о построенной среде, это величайшая трансформация, которую я наблюдал», — признается Лейн. Он считает, что «некоторые из зданий, построенных при Лужкове, отличались грандиозностью  и вульгарностью. Я не сравниваю его с г-ном Собяниным, но, думаю, что вкус изменился благодаря смене мэра, а Москва стала пригодным для жизни, современным городом».

м5Одним из первых решений Собянина при вступлении в должность стало создание центрального отдела информационных технологий. Он нанял 35-летнего Артема Ермолаева на должность министра информационных технологий Москвы. Централизация сэкономила деньги и предоставила городу новые возможности по сбору данных. Более 200 городских служб теперь доступны на мобильных устройствах – в 2010 году таких было всего пять. В каждом районе появлялись центры обработки данных, где жители могут получить документы или оплачивать счета. Приложение под названием «Активный гражданин», в котором зарегистрировано 1,6 миллиона пользователей, позволяет голосовать по различным вопросам городской жизни. 

«На самом деле это довольно удобная система с точки зрения получения идей», — говорит Доминик Бартон, глобальный управляющий партнер McKinsey & Co., выступавший на форуме. «Я бы сказал, что Москва находится в 10% инновационных городов». Конкурентами Собянина Бартон считает Джона Тори в Торонто, Садик-Хана в Лондоне и мэра Сеула. «Неявные ограничения, однако, налагаются на бесплатную связь, поскольку пользователи общественного Wi-Fi должны себя идентифицировать». 32-летний Эльдар Тузмумаметов, руководитель ИТ-отдела, отвечающий за применение лучших международных практик, говорит, что это пришло из Кремля: «Вы знаете, что Россия и Москва – совсем разные вещи».

Wi-Fi хорош, но удобство в городе в первую очередь связано с транспортом и трафиком — потенциальным кошмаром будущих агломераций. Российские власти энергично борются с пробками. «Если вам потребуется полтора часа, чтобы добраться до работы, то у вас останется меньше силы, и вы будете работать не так продуктивно», — говорит Левкин из отдела строительства.

«Активные люди, пытающиеся самореализоваться, будут искать другой город, в котором можно жить комфортно». Поэтому Москва приступила к одновременной реструктуризации пространства, пытаясь облегчить людям передвижение без использования автомобилей и сближая дома и рабочие места.

«Зачем они снова перекладывают эту плитку? Это бесконечный процесс»

Москва тратит 15% своего бюджета на транспортные инвестиции. Она построила платные трассы, добавив кольцевую дорогу, которая связала отдаленные окрестности. Так же была запущено Московское центральное кольцо, надземный 54-километровый легкорельсовый поезд, соединяющий отдаленные окрестности друг с другом и существующие станции метро. Общая пропускная способность метро увеличилась на 30 процентов с 2013 года и, как ожидается, удвоится в период до 2021 года.

msk3

Согласно индексу TomTom Москва переместилась по перегруженности с первого места на 13-е место после Лос-Анджелеса. Это не  такой уж и маленький триумф для города, первые дороги которого были построены за 500 лет до появления двигателя внутреннего сгорания.

В апреле 2017 года Дума приняла законопроект о сносе 4500 хрущевок, где проживает 1,6 миллиона жителей, пообещав переселить жителей в лучшие квартиры в том же или ближайшем районе. Собянин считает, что программа «на десятилетия вперед решит ситуацию с дефицитом жилья в Москве». Ожидается, что процесс реконструкции кварталов займет больше 15 лет, а его ориентировочная стоимость 3,5 триллиона рублей (58 миллиардов долларов).

м6

С момента объявления реновации, Москву наводнили различные слухи о проекте. Сайт Meduza.io считает, что процесс голосования, по которому жители выбирали дома, был сфальсифицирован. Широко распространено мнение, что программа является возможностью для коррупции в правительстве или спасения крупных застройщиков Москвы. Другие утверждают, что правительство пытается национализировать недвижимость. «Это государственный заказ за бюджетные деньги, и он полностью уничтожит независимых застройщиков», — рассказал на условиях анонимности Bloomberg News исполнительный директор одной строительной компании.м7

Мы не можем знать, является ли развитие Москвы способом мобилизовать бюджетные деньги, попыткой замаскировать экономические проблемы или проектом строительства империи… В любом городе трудно уследить за различными интересами, чтобы однозначно сказать, кто выиграет, а кто пострадает от больших перемен. Москва – не самое прозрачное место. Тем не менее, физическое преобразование города является несомненным.

В центре рабочие разобрали почти все тротуары и заменили их более широкими дорожками из дорогой каменной плитки, модернизировали все кабели под улицами, поставили уличные фонари с энергосберегающими лампами, отреставрировали фасады в стиле модерн и заменили старый гранит на новый. На Тверской, центральной артерии, они пересаживают липы 1800-х годов.

Алина Гусаинова, 26 лет, на велосипедном заезде в парке Горького (конечно же, реконструированном), сказала, что ей нравится преобразование города, «особенно велосипедные дорожки». Но она возмущается: «Зачем они снова перекладывают эту плитку? Это бесконечный процесс»., 26 лет, на велосипедном заезде в парке Горького (конечно же, реконструированном), сказала, что ей нравится преобразование города, «особенно велосипедные дорожки». Но она возмущается: «Зачем они снова перекладывают эту плитку? Это бесконечный процесс».

м8

Для Москвы сейчас сложный момент. Она стремится конкурировать на международном уровне, но в культурном, экономическом и политическом отношениях находится в противоречии с Западом. На Пасху гигантские версии традиционных расписных деревянных яиц украшали газоны. Недавний Фестиваль цветов, закончившийся 6 августа, показал более 100 объектов ландшафтного дизайна. Это напоминало современную, агломерационную версию фестиваля крестьянских цветов, который я когда-то видел в старом украинском городе Полтаве.

Первого министра культуры при Собянине Сергея Капкова прозвали в прессе «министр-хипстер». Ему приписывают оригинальное видение программы «Моя улица», а также любовь к высокому дизайну и неудачный поворот к свободе искусства. Капков покинул правительство Москвы в 2014 году, возможно, столкнувшись с политикой культурного консерватизма федерального правительства. Скажется ли отсутствие либерализма, который Капков представлял, на решении проблемы человеческого капитала, покажет время. Без талантливой молодежи красивый город может оказаться щедро финансируемым, но неустойчивым, как потемкинская деревня.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»