Швейцария на протяжении десятилетий является домом для посредников, помогающих российским производителям найти покупателей по всему миру. Теперь ужесточение санкций побуждает их к миграции в сторону Персидского залива, пишет Bloomberg.
Три крупнейших российских производителя нефти оценивают, насколько подходит для проведения торговых операций Дубай, несколько других фирм уже туда переехали. Исход российского бизнеса из Швейцарии стал неизбежным после того, как страна поддержала санкции ЕС, направленные на российский экспорт.
«Торговля будет продолжаться, — пояснил Воутер Джейкобс, директор Erasmus Commodity & Trade Center в Университете Эразма в Роттердаме. — Юрисдикции Ближнего Востока и Востока будут приобретать все большее значение в сравнении с евроцентричным направлением сырьевого бизнеса, существовавшим до сих пор».
Санкции постепенно осложняли российским государственным компаниям торговлю, в том числе тем, кто занимается транспортировкой товаров из страны. Неофициальные самосанкции также стали проблемой — банки отозвали кредитные линии, необходимые для финансирования сделок, на фоне того, как многие судоходные компании и страховые компании также прекратили оказание услуг.
Это открыло возможность для Дубая, который избегал введения санкций против российских физических и юридических лиц, усиливая конкуренцию, в которой Швейцария уже показала себя довольно нервной для центра мировой торговли сырьевыми товарами.
Швейцарские санкции
Хотя Швейцария заявила о своем нейтралитете и не позволила доставить свое оружие в зону конфликта, она вслед за ЕС ввела все жесткие ограничения на некоторые товары, банки и лиц, считающихся близкими к Кремлю.
К концу 2022 года в ЕС будут введены ограничения, запрещающие страхование и финансирование транспортировки российской нефти в страны. Не входящая в блок Швейцария заявила, что последует его примеру.
«Федеральный совет объявил, что последует примеру Евросоюза, поскольку является его частью, — заявил в телефонном разговоре представитель Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам (SECO). — Действия будут абсолютно идентичными, так как мы принимаем все постановления Европейского Союза в швейцарское законодательство».
Если пакет санкций будет полностью принят, это, вероятно, затруднит работу с российской нефтью и добавит к прямому запрету Швейцарии на брокерские операции, также запрет на продажу и предоставление финансовых услуг в отношении российского угля, о котором было объявлено в апреле. Но принятые санкции также будут способствовать перемещению некоторых компаний в другие страны.
«Торговля энергоресурсами между Россией и Китаем обычно осуществлялась через компании, расположенные в Швейцарии, при финансовой поддержке лондонских банкиров. Но кому сейчас это нужно? — считает Джейкобс. — Вполне вероятно, что компании, которые заняты в этом направлении, обязательно перейдут в новую юрисдикцию».
Переезд компаний
В прошлом месяце руководители «Роснефти» прилетели в Дубай, чтобы изучить возможность создания там торгового представительства. Между тем, ПАО «Газпром нефть», третий по величине нефтедобытчик в России, также стремится расширить свое присутствие в городе, сообщили источники Bloomberg, знакомые с ситуацией.
Litasco SA, торговое подразделение российского энергетического гиганта ПАО «Лукойл», планирует переместить часть российского персонала из Женевы в Дубай. В компании ожидают, что он станет ее новым центральным хабом и расширит небольшое количество уже присутствующих там трейдеров.
Еще один верный сторонник Женевы — Solaris Commodities, трейдер российского зерна, на прошлой неделе открыл офис в Дубае, по словам источника, знакомого с этим вопросом. Хотя санкции не распространяются на сельскохозяйственную продукцию, компании стало труднее получать доступ к финансированию, поскольку швейцарские банки уклоняются от поставок российских товаров вне зависимости от того, понесут ли они за это наказание или нет, утверждает источник издания.
Также серьезно пострадало финансирование сырьевых трейдеров, вынуждая вмешиваться российские банки, поскольку многие кредиторы, включая BNP Paribas и ABN Amro, сократили финансирование или вообще вышли из этого сектора. Сбербанк, который недавно был добавлен в санкционный список, в прошлом году удвоил объем своего бизнеса по финансированию торговли сырьевыми товарами в Швейцарии — деньги поступали в основном в секторы нефтехимии, металлов, зерна и удобрений. Теперь эти потоки естественно иссякли.
Другие швейцарские города также столкнулись с отъездом компаний. Цуг, долгое время являвшийся центром торговли сырьевыми товарами из-за сверхнизких налогов, стал печально известным во всем мире в 1980-х годах как убежище от правосудия США для легендарного трейдера Марка Рича. Теперь компании, расположенные в этом городе, также смотрят в сторону Ближнего Востока.
Компания Suek AG из Цуга, эксклюзивный продавец угля от крупнейшего производителя в России, планирует открыть торговый бизнес в Дубае. EuroChem Group AG, один из крупнейших в мире производителей удобрений, большая часть активов которого находится в России, также создает подразделение в Дубае. До начала украинского конфликта обе компании ранее принадлежали миллиардеру Андрею Мельниченко.
Стратегия Дубая
С момента начала конфликта на Украине ОАЭ стали все больше привлекать богатых россиян и их деньги, а теперь за ними следуют государственные предприятия и частные трейдинговые фирмы.
Эмираты разработали финансовую инфраструктуру специально для подобных случаев. В последние годы банки ОАЭ стали опорой финансирования торговли сырьевыми товарами и постоянными участниками синдицированных возобновляемых кредитных линий, выпускаемых крупнейшими домами отрасли.
Множество зон свободной торговли в Дубае, его близость к ближневосточным производителям энергоресурсов и низкие налоги также уже оказались привлекательными. У города есть все основания, чтобы обойти такие глобальные центры, как Сингапур, Лондон, Женева и Стэмфорд. В прошлом году Дубайский мультитоварный центр совместно с Московской торговой палатой провел мероприятие, направленное на привлечение российского бизнеса для создания здесь отделений их компаний.
«Дубай превратился в настоящий глобальный центр по продаже сырьевых товаров, — уверен Наджла Аль-Кассими, директор по глобальным связям аналитического центра B’huth в Дубае, который ранее работал в Женеве. — Для поддержки этих компаний существует подходящая инфраструктура, транспорт и услуги».