Эксперты боятся индийского гипернационализма не меньше, чем китайского

Эксперты боятся индийского гипернационализма не меньше, чем китайского

Хотя это сравнение может показаться чрезмерным, некоторые очень похожие тенденции начинают проявляться в крупнейшей в мире демократии, считает Bloomberg.

Спустя три месяца после начала конфликта на Украине президент России Владимир Путин  он не сталкивается ни с эффективной оппозицией в России, ни с разрушительным отступничеством от своего режима. Действительно, ниспадающая общественная поддержка российского лидера указывает на общество, ставшее изгоем вместе со своим государством. Он показывает, как нация, уязвленная отказом в статусе сверхдержавы, может найти утешение в агрессивном шовинизме.

Неуверенный в себе китайский режим годами занимается подобной демагогией, разжигая гипернационализм среди своих граждан. Теперь эта геополитическая тенденция более коварно и гораздо менее заметно закрепляется в Индии, еще одной амбициозной и несостоявшейся сверхдержаве.

Обычное восхваление Индии президентом США Джо Байденом и другими западными лидерами как великой демократии (и противовеса России и Китаю) поднимает важный вопрос: достаточно ли мы осведомлены о радикализирующемся обществе, которое представляет угрозу для себя и может даже угрожать, как путинская Россия, глобальной стабильности?

Не забывайте, что скатывание русских к безумной фантазии о всемогуществе также долгое время не анализировалось. Журналистка Маша Гессен предупредила в своей биографии Путина 2012 года «Человек без лица», что американские внешнеполитические стратеги слишком медлительны, чтобы понять широко поддерживаемую манию величия российского демагога. Российская поэтесса и эссеист Мария Степанова писала в 2014 году о беспрецедентном количестве россиян, которые, казалось, «получали удовольствие от того, как наши колеса вышли из-под контроля», счастливые, по крайней мере, от того, что они оказались «в центре истории».

Распространение подобных нигилистических настроений в Индии не получило должной оценки. Противоречие последних двух недель и его последствия являются показательным примером. Оскорбления пророка Мухаммеда со стороны представителей правящей партии Бхаратия Джаната вызвали ярость и возмущение в мусульманских странах Персидского залива. Тем не менее, комментарии казались совершенно обычными для тех, кто наблюдал за укоренением антимусульманских предрассудков в течение восьми лет правления премьер-министра Нарендры Моди.

После того, как сторонники превосходства индусов с хорошими связями открыто призывают к уничтожению крупнейшего меньшинства Индии, реакция правительства на внутренние протесты после инцидента сюрпризом не стала: бульдозеры снесли дома нескольких протестующих, и по меньшей мере два человека были убиты полицией.

Тем временем некоторые индийские СМИ организовали общенациональный хор сочувствия разоблаченным представителям БДП. Как отметила Гильдия редакторов Индии, некоторые телеканалы «по-видимому, были вдохновлены ценностями Радио Руанды, чья подстрекательская трансляция вызвала геноцид в африканской нации».

Это правда, так как правозащитные организации и международные СМИ подчеркивают рост экстремизма в Индии. В сообщении, опубликованном в прошлом месяце в New York Times, предупреждалось, что страна оказалась в ловушке «цикла насилия и нестабильности». «Религиозная нетерпимость при г-не Моди, — писала недавно в редакционной статье Washington Post, — уже достаточно долго остается безнаказанной».

Но такую ​​критику слишком легко отвергнуть как придирки высокомерных аутсайдеров. И они недооценивают того, что большая и влиятельная часть индийского общества не только согласилась с демонизацией индийских мусульман, но и приветствовала ее.

Полицейские, солдаты, шпионы, судьи, журналисты, бюрократы, бизнесмены, историки, художники и кинозвезды — все считают себя твердыми сторонниками БДП. Правительство также может полагаться на армию цифровых и виртуальных линчевателей, тех людей, которые загружают видео с убийствами и пытками мусульман и угрожают смертью и изнасилованием тем немногим гражданам, которые им звонят.

Последствия участия в такой демагогии участия неисчислимы. Российский социолог Сергей Медведев, описывая восторженные публичные аплодисменты по поводу присоединения Крыма к России в 2014 году, отметил, что «начавшись как троллинг и политтехнологии, иррациональное постепенно пробралось в самую сердцевину политики и само стало политикой».

Медведев прозорливо предупредил, что изменчивая смесь чувств в «коллективном подсознании» России — «глобальные амбиции», «уязвленная гордость», «жажда мести» и жуткий «комплекс неполноценности» — движет «безумными геополитическими жестами, совершаемыми ради эффекта», например в Сирии, а также на Украине. Такой необузданный массовый шовинизм может также повлиять на внешнюю политику Индии, страны, которая уже вела несколько войн со своим мусульманским соседом, обладающим ядерным оружием.

Индийское правительство может иногда замечать, что неконтролируемая исламофобия угрожает национальным интересам. Моди быстро отстранил одного антимусульманского представителя и уволил другого, прекрасно осознавая, что Индия получает 60% своих запасов нефти и более 50 миллиардов долларов в виде денежных переводов из мусульманских стран Персидского залива.

Но нет никаких доказательств того, что правительство намерено прекратить попытки заручиться поддержкой, разжигая беспокойство и недовольство своих сторонников. Безусловно, все то, что укрепляло Путина в России — от кланового капитализма, организованной дезинформации и стигматизации меньшинств до злоупотреблений в отношении аппарата безопасности, воинствующей бдительности подавления инакомыслия — сегодня можно наблюдать в Индии. Никто не должен говорить, что его не предупредили, если еще одно раненое и разочарованное общество выйдет из-под контроля.