Fool.com: долгие годы газ считался региональным продуктом, а производители, имевшие доступ на рынки через трубопроводы, были монополистами.
Перспективы, которые открыл сжиженный природный газ, и новые экспортные возможности переворачивают всё с ног на голову, а бывшие газовые боссы ищут возможность удержать контроль над ситуацией, создав картель в стиле ОПЕК. Чем же вызвана такая нервозность и что формирование организации, подобной ОПЕК, может означать для газовой промышленности?
В ходе последней встречи на форуме стран-газоэкспортёров Владимир Путин призвал собравшихся защищать традиционные методы ценообразования на природный газ в рамках долгосрочных контрактов с привязкой к ценам на нефть. По мнению Путина, такой шаг также в интересах стран-импортёров и позволит им упрочить свою энергетическую безопасность. Хотя звучит это необыкновенно альтруистично, есть, видимо, и другая причина для таких призывов: установление контроля над ценообразованием.
Ситуация в газовой отрасли значительно изменилась с начала сланцевой революции в США. Страны, создавшие значительные мощности для транспортировки сжиженного газа в США, вроде Катара, оказались без крупнейшего покупателя и начали переориентироваться на новые рынки. Ещё сильнее ситуация изменится в 2015 г, когда заработают первые американские терминалы для экспорта сжиженного газа.
Снижение издержек означает, что удастся потеснить с рынка страны с контрактами, привязанными к цене на нефть, к примеру, Россию. Разумеется, последняя, ввиду того, что один Газпром даёт 10% российского ВВП, не склонна радоваться такому повороту событий.
Весьма вероятно, что членами потенциальной организации могут стать страны, принимающие участие в форуме газоэкспортёров. На их долю приходится более 60% мирового экспорта газа, а это даже большая рыночная доля, чем у самой ОПЕК, контролирующей 57% нефтяного экспорта.
Ряд этих стран имеют высокую степень воздействия на цены в определённых регионах. К примеру, Газпром и норвежская Статойл вместе обладают 40% европейского газового рынка и наслаждаются высокими ценами, привязанными к нефтяным.
Что делает объединения типа ОПЕК могущественными — так это возможность снижения производства, если цены начинают падать. Если газоэкспортёрам удастся договориться о выступлении единым фронтом, это станет могучим рычагом воздействия на цены во всём мире. Сможет ли это повлиять на экономическую оправданность начала экспорта газа из США? Весьма вероятно, да и другие страны, вроде Австралии, попадут под сильный удар. Если России удастся создать подобную организацию — правила игры существенно изменятся.
Перевод Александра Заворотнего – специально для “Бизнес-вектора”