Конфликт на Украине сводит на нет поставки подсолнечного масла, подрывая усилия по выравниванию цепочек поставок, пишет Bloomberg.
Производители продуктов питания, реагируя на потребительский спрос, потратили годы на поиск альтернатив пальмовому маслу — универсальному продукту, получаемому из масличной пальмы. Выращивание пальм привело к уничтожению тропических лесов в Юго-Восточной Азии, являющихся домом для орангутангов, находящихся под угрозой исчезновения.
Теперь конфликт на Украине нарушает поставки подсолнечного масла — предпочтительного заменителя пальмового масла, используемого в картофельных чипсах, печенье и пр.. Так что производители потребительских товаров вынуждены менять курс.
Сети супермаркетов в Великобритании, пытавшиеся отказаться от пальмового масла, недавно были вынуждены сделать разворот в обратную сторону. Компания Iceland Foods Ltd., базирующаяся в Дисайде, Англия, в 2018 году обязалась полностью исключить пальмовое масло из состава своих собственных торговых марок, но вернулась к использованию пальмового масла, по крайней мере, в 25 продуктах, включая замороженный чесночный хлеб и бисквитные пудинги. И это несмотря на то, что компания отдает приоритет замене подсолнечного масла другими пищевыми маслами — такими, как рапсовое.
В Wm Morrison Supermarkets говорят, что они работают с поставщиками, чтобы найти подходящие альтернативы подсолнечному маслу, включая экологичное пальмовое масло. Другая продуктовая компания J Sainsbury Plc также заявляет, что может временно использовать экологичное пальмовое масло в некоторых продуктах.
Вывеска в супермаркете Sainsbury’s в Уимблдоне, Великобритания, 29 апреля, информирующая покупателей об отсутствии подсолнечного масла из-за украинского конфликта. Фотограф: Амер Газзал/Alamy.
По словам управляющего директора Ричарда Уокера, для Iceland Foods такое развитие событий стало неожиданным последствием украинского конфликта. «Это было трудное решение, — сказал он на конференции в Лондоне в мае. «Я никогда не думал, что скажу о возвращении к пальмовому маслу».
Вместе Россия и Украина поставляют около 65% мирового подсолнечного масла, 25% пшеницы, 20% ячменя и 18% кукурузы. Конфликт спровоцировал транспортные проблемы, задержки урожая и резкое увеличение стоимости удобрений, в результате чего цены на продукты питания достигли рекордного уровня, а основные продукты питания, такие как хлеб, мясо и кулинарные масла, подорожали во всем мире. Правительства Индонезии, Индии и Аргентины ограничивают экспорт, чтобы защитить свои собственные запасы продовольствия, еще больше сокращая доступность критически важных ингредиентов, включая пшеницу, сахар и растительные масла.
Все это означает, что обязательства в области устойчивого развития отходят на второй план по сравнению с продовольственной и энергетической безопасностью, говорит Аурелия Бритш, директор Sustainable Fitch, подразделения ESG в Fitch Group Inc.
Привлекательность пальмового масла, частично, заключается в том, что это самая продуктивная пищевая масличная культура. Некоторые другие альтернативы подсолнечному маслу имеют свои собственные экологические недостатки, в том числе соевое масло, которое связано с широкомасштабной вырубкой лесов в Латинской Америке.
Экспортеры пальмового масла не упускают возможности отвоевать долю рынка. Малайзия, второй по величине поставщик, подтвердила свою готовность реагировать на международный спрос после экспортных ограничений со стороны Индонезии — поставщика № 1 — и заявила, что намерена восстановить долю рынка в Европе. Правительство Малайзии также настаивает на признании своего национального плана сертификации производства пальмового масла.
Некоторые производители вместо того, чтобы полностью отказаться от пальмового масла, предпочитают покупать только у поставщиков, чьи фермы обязуются не вырубать леса и не расчищать новые земли и соответствуют социальным и управленческим критериям, таким как отсутствие принудительного или кабального труда. Nestlé SA, заявившая, что к 2023 году будет закупать только сертифицированное пальмовое масло, говорит, что не откажется от этого обещания, несмотря на нехватку растительного масла.
«Если кто-то не сертифицирует пальмовое масло без вырубки лесов, мы не будем рассматривать его в качестве нового поставщика», — заявил в прошлом месяце генеральный директор Nestlé Марк Шнайдер на мероприятии по устойчивому развитию во Флаахе, Швейцария. «Мы не собираемся отступать».
Только пятая часть пальмового масла, произведенного в мире в 2020 году, была сертифицирована такими организациями, как RSPO, и лишь половина этого количества была приобретена под этой маркой. Непроданное масло смешивается с несертифицированным маслом и продается без надбавки. Производители говорят, что они добились прогресса в переходе на экологически чистые продукты, но пищевые компании и розничные торговцы часто не платят за более дорогие сертифицированные масла.
Однако правозащитные группы заявили, что эти усилия по обеспечению устойчивости являются примерами «зеленого отмывания». Гринпис назвал экологичное пальмовое масло «мошенничеством» и заявил, что некоторые члены, сертифицированные RSPO, уничтожают леса и им это сходит с рук.
Тем не менее, вырубка лесов для выращивания пальмового масла в Индонезии и Малайзии в последние годы сокращается, но украинский конфликт, скорее всего, повернет этот прогресс вспять, говорит Брич. «Во всяком случае, высокий спрос и рекордно высокие цены на пальмовое масло, вероятно, будут стимулировать расчистку земель под новые плантации».
Перевод Станислава Прыгунова, специальнотдля «БВ»