На стройках катастрофически не хватает мигрантов, но сами россияне не спешат туда даже на большую зарплату

На стройках катастрофически не хватает мигрантов, но сами россияне не спешат туда даже на большую зарплату

На стройках катастрофически не хватает мигрантов, но сами россияне не спешат туда даже на большую зарплатуВозможные ожидания Владимира Путина на быстрый рост экономики, скорее всего, могут разбиться.

Работодатели, особенно в строительстве, изо всех сил пытаются найти достаточно людей, чтобы заполнить рабочие места, поскольку что ограничения, связанные с коронавирусом, вдвое уменьшили количество трудовых мигрантов. Компании, от золотодобытчиков до строителей, заявляют, что им пришлось повысить заработную плату, чтобы привлечь местных жителей.

Среди строительных предприятий таких почти половина. Московская MIC Group повысила заработную плату в среднем на 15%, и это помогло привлечь больше сотрудников, рассказал Bloomberg председатель совета директоров Андрей Рябинский

«И до пандемии было достаточно сложно найти квалифицированных работников, но теперь мы чувствуем дефицит намного сильнее», — говорит он.

Кремль рассчитывает на быстрое восстановление после пандемии. Но несмотря на успех вакцины Sputnik, Россия отстает от своих амбиций по вакцинации 60% населения к середине года.

Страна уже сняла большинство ограничений по коронавирусу, и недавнее повышение цен на нефть должно способствовать восстановлению экономики уже во втором квартале. Однако темпы роста может ограничить нехватка рабочих рук. По данным Bloomberg Economics, дефицит рабочей силы может сократить потенциальный рост примерно на 25 базисных пунктов ежегодно в течение следующего десятилетия.

Россия обычно полагалась на армию рабочих из других республик бывшего Советского Союза, но большинство границ закрыты уже почти год.

«Если нехватка не будет решена к марту, это будет большой проблемой», — считает Мадина Хрусталева, аналитик TS Lombard в Лондоне. — «Также из-за сезонности будет расти потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве».

По словам Евгения Винокурова, главного экономиста Евразийского банка развития, рабочие-мигранты обычно составляют около 7% рабочей силы России и дают около 6% валового внутреннего продукта. Президент ЗАО «Интеко» Александр Николаев, у подрядчиков которого до 70% рабочих — мигранты, рассказал, что компания испытывает замедление темпов реализации «значительного числа проектов». У девелопера остались проблемы с местными кадрами даже после того, как на 30% была повышена зарплата.

«На стройплощадках по-прежнему наблюдается нехватка рабочих, несмотря на повышение окладов», — согласился Антон Глушков, президент национального союза строителей «Нострой». — «Это, в конечном итоге, приведет к удорожанию строительства».

И без того сокращающиеся рабочие кадры в России также пострадали от третьего в мире по величине числа погибших от COVID-19. Население уменьшилось почти на 700000 человек в 2020 году, что является самым большим ежегодным спадом за 15 лет.

«Пандемия увеличила спрос на работников в ключевых секторах, даже несмотря на то, что ограничения сдерживают поток людей. В долгосрочной перспективе рабочая сила сокращается, и это станет более структурным тормозом для роста после восстановления экономики». Скотт Джонсон, Bloomberg Economics.

Мигранты настолько востребованы, что в четвертом квартале прошлого года они в среднем заработали больше, чем россияне, согласно исследованию Евгения Варшавера из РАНХиГС при Президенте РФ. В среднем они зарабатывали 47 000 рублей (630 долларов США) в месяц по сравнению с 34 000 рублей у россиян.

Массовые вакцинации и открытие границ помогут сгладить эффект, но в ближайшие месяцы этого не ожидается. Между тем, многие страны Центральной Азии, которые являются крупным источником трудовых мигрантов, еще не имеют доступа к какой-либо вакцине.

«Одним из главных результатов пандемии на рынке труда в России будет продолжающееся сокращение предложения, которое будет оказывать давление на заработную плату», — уверена Софья Донец, экономист московской «Ренессанс Капитал».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»