Российские налогоплательщики раскошелятся на убытки Трансаэро

Российские налогоплательщики раскошелятся на убытки Трансаэро

Российские налогоплательщики раскошелятся на убытки Трансаэро

Совет директоров Аэрофлота, государственного авиаперевозчика России, одобрил покупку трех четвертей его крупнейшего частного конкурента, Трансаэро, за княжескую сумму в один рубль (менее двух центов США). Де-факто спасение компаний государством является симптомом кризиса внутреннего спроса в России, и неуместной веры в пользу государственного вмешательства, что только углубляет экономические проблемы страны, отмечает издание.

Впервые я написал о Трансаэро в 1994 году,  всего через год после того, как компания стала первым в России частным авиаперевозчиком, запустившая регулярные рейсы. «Трансаэро: Новый король небес», звучал заголовок.  Возможно, это был взгляд сквозь розовые очки, но Трансаэро, действительно, представляет собой разительный контраст с осколками Аэрофлота, «дочки» которой курсируют на внутренних маршрутах страны, используя старые и ненадежные самолеты советского производства.

Новая авиакомпания арендовала самолеты Boeing и наняла бортпроводников  без опыта работы в «Аэрофлоте», их обучение проходило за рубежом. Это была попытка привнести западное качество в перевозки российских пассажиров, многие из которых только слышали о нем. Ход сразу начал приносить дивиденды.

Новый авиаперевозчик не был каким-то зеленым миражом в пустыне: ведь основал Трансаэро Александр Плешаков, сын Татьяны Анодиной – влиятельной фигуры, управляющей Межгосударственным авиационным комитетом (занимается авиационными лицензиями и безопасностью рейсов практически на всем постсоветском пространстве). Тем не менее, компании, построенной с нуля, помог единственный советский багаж Плешакова – широчайшие связи.

Последующие годы были доброжелательными и к Аэрофлоту и  к Трансаэро. Госкомпания, которая в отличие от своих частных конкурентов получает около $300 млн в год роялти за рейсы иностранных авиакомпаний через российское воздушное пространство, предложила играть сообща.

Авакомпания приобрела новые самолеты иностранного производства. Она  так же присоединилась к альянсу SkyTeam, в которую входят Air France, Korean Air, Delta Airlines и другие. В прошлом году Аэрофлот перевез порядка 34,7 миллиона пассажиров. Трансаэро тоже получил хорошую прибыль, используя крупные авиалайнеры для перевозки российских туристов в страны Азии и Ближнего Востока. Это позволило ему стать вторым авиаперевозчиком в стране, с 13,2 миллионами пассажиров в 2014 году.

Вместе с тем, Трансаэро сделала неправильный  выбор и стала бездумно расширять свой технический парк, хотя промышленность только начала восстанавливаться после глобального финансового кризиса. В период с 2009-го по 2011-ый годы долг авиакомпании, большая часть которого была в долларах и евро, вырос в два раза. Все это было плохим подспорьем для двойной девальвации рубля и резкого сокращения перевозок из-за падения реальных доходов россиян.

Только за прошлый год потери из-за курсов на валюту Трансаэро составили $251 млн, а чистый убыток — $383 миллиона. Хуже того, вскоре стало ясно, что отличные финансовые результаты компании были плодом творчества бухгалтеров – в том числе. из-за отказа скорректировать планы по расширению аренды самолетов и завышения оценки стоимости бренда компании.

С общей суммой задолженности, которая в конце прошлого года составила 1,8 миллиарда долларов, отрицательной прибылью и небольшими шансами на рефинансирование, Ольга Плешакова, жена основателя и исполнительный директор авиакомпании, сделала ставку на государственную поддержку.  В начале этого года, Трансаэро получил 9 миллиардов рублей (133 миллиона долларов) госгарантий, что позволило ему получить финансирование от государственного банка ВТБ.  После этого авиаперевозчик снизил цены на билеты по нескольким популярным направлениям и  дал старт открытым продажам с регистрацией на перелет до 11 месяцев.

Главный исполнительный Аэрофлота, Виталий Савельев, обвинил Трансаэро в  растрате государственной поддержки. Он был не единственным, кто заподозрил, что происходит что-то неладное. Издание «Ведомости» со ссылкой на российского чиновника, писало, что Плешакова пыталась шантажировать правительство количеством проданных билетов и требовала помощи, чтобы пассажиры не застряли в аэропортах.

Савельев, в свою очередь, уже давно выступает против субсидий для разоряющихся авиакомпаний. «В России работают 126 авиакомпании, — рассказал он в интервью. – Это  слишком много для страны со 100 миллионами пассажиров. Таким образом, можно ожидать, что многие из них обанкротятся».

Тем не менее, правительство считает иначе: на заседании коллегии Аэрофлота в четверг, его представители проголосовали за присоединения Трансаэро, перекладывая на государственного перевозчика устаревающий авиафлот, огромные долги и миллионы дешево предварительно проданных билетов. Сделка также выручает семью Плешаковых и других, более мелких акционеров, оставляя им 25% Трансаэро.  Государственная авиакомпания, чистый убыток которой за прошлый год составил 409 миллионов долларов, не может себе этого позволить.

Объединенная компания будет владеть порядка 56% российского рынка авиаперевозок, доля, которая и так бы не сократилась, если бы все вопросы не были урегулированы. Иностранные авиакомпании сокращают полеты в Россию из-за снижения спроса, а Дельта (Delta),  вообще уходит с российского рынка в целом в этом году. Расширение монополизации  рынка Аэрофлотом приведет к росту цен для пассажиров, дальнейшему падению трафика или большой дыре в бюджете государственного перевозчика.

Мало сомнений в том, что при необходимости Аэрофлот получит государственную поддержку: Россия не Венгрия, Косово или Македонии, которые могут обойтись без государственных авиакомпаний, представляющих страну. Аэрофлот –  бренд, который выжил даже после распада Советского Союза, ему не дадут упасть. Так что российским налогоплательщикам придется раскошелиться на убытки Трансаэро.

Экономическая система, построенная президентом России Владимиром Путиным, в которой приоритет отдается государственным и созданным при поддержке государства компаниям, плохо подходит для крупных кризисов, какой в настоящее время переживает Россия: она не является достаточно гибкой и требует государственных ресурсов для поддержания. Внутренний круг Путина, кажется, не понимает, что таким образом они все углубляют яму для российской экономики.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»