Поставки российского ядерного топлива для нового китайского реактора вызывают обеспокоенность США по поводу возможности производства оружейного плутония, пишет Bloomberg.
В тот самый декабрьский день, когда китайские и американские дипломаты заявили, что провели конструктивные переговоры по снижению напряженности, российские инженеры доставляли огромную партию ядерного топлива на отдаленный остров всего в 220 километрах от северного побережья Тайваня.
Китайский реактор на быстрых нейтронах на острове Чанбяо является одной из наиболее пристально наблюдаемых ядерных установок в мире. Представители американской разведки прогнозируют, что когда CFR-600 начнет работать, он будет производить плутоний оружейного качества, который может помочь Пекину увеличить свои запасы боеголовок в четыре раза в течение следующих 12 лет. Таким образом, ядерный арсенал Китая может через несколько лет сравниться с теперешними арсеналами США и России.
АЭС CFR-600, остров Чанбяо, провинция Фуцзянь. Фото: Google Maps
«Вполне возможно, что эта программа носит чисто гражданский характер», — рассуждает Павел Подвиг, ядерный аналитик из Женевского института исследований в области разоружения Организации Объединенных Наций. «Одна вещь, которая заставляет меня нервничать, это то, что Китай перестал сообщать о своих запасах плутония для гражданского и военного использования. Это не взведенный курок, конечно, но это определенно нехороший знак».
Растущие возможности Китая по расширению своего атомного оружия связаны с тем, что последний оставшийся договор, ограничивающий стратегические запасы США и России, находится на грани краха на фоне растущей конфронтации из-за конфликта на Украине. Президент Владимир Путин объявил 21 февраля, что Россия приостанавливает свое участие в новом соглашении по СНВ. Президент США Джо Байден назвал это решение «большой ошибкой».
В ходе видеоконференции 30 декабря Путин сказал председателю КНР Си Цзиньпину, что оборонное и военно-техническое сотрудничество «занимает особое место» в их отношениях.
«Очевидно, что Китай получает выгоду от поддержки России», — считает Ханна Нотте, немецкий эксперт по контролю над вооружениями. Риск для Пекина заключается в том, что США могут расширить свои собственные арсеналы в ответ на их наращивание Китаем, а также на расторжение Кремлем договоров о контроле над вооружениями, и «расхождения будет только расти», подчеркивает Нотте.
Чиновники Министерства обороны США неоднократно выражали тревогу по поводу ядерных амбиций Китая с момента публикации доклада Конгрессу за 2021 год. По оценкам военных экспертов, CFR-600 может сыграть решающую роль в увеличении запасов боеголовок Китая до 1500 к 2035 году с нынешних 400 единиц.
Запасы ядерного оружия
Пентагон заявил, что в следующем десятилетии арсенал Китая может превзойти тысячу боеголовок Источник: Федерация американских ученых. Цифры показывают предполагаемые общие запасы ядерных боеголовок.
Чиновники Пентагона утверждают, что поставка российской государственной корпорацией Росатом 12 декабря 6477 кг урана подпитывает атомную программу, которая может дестабилизировать военный баланс Азии, где растет напряженность из-за Тайваня и контроля над Южно-Китайским морем. Эксперты говорят, что у Китая мало средств для увеличения своих запасов плутония для ядерного оружия после того, как его первоначальная производственная программа была закрыта в 1990-х годах.
В свою очередь Китай отвергает опасения США. Министерство иностранных дел в Пекине заявило, что Китай «строго выполнил свои обязательства по ядерному нераспространению» и добровольно передал «часть гражданской ядерной деятельности» Международному агентству по атомной энергии. Представитель министерства обороны Тан Кефей заявил на брифинге 23 февраля, что США неоднократно превозносили «китайскую ядерную угрозу» как предлог для расширения своего стратегического арсенала, в то время как Китай придерживался оборонительной политики, которая не предусматривает применения ядерного оружия первым.
Но протесты США не помешали Китайской национальной ядерной корпорации принять поставку топлива от Росатома для реактора CFR-600, который основан на российской конструкции с использованием жидкого металла вместо воды для замедления работы. Эксклюзивные торговые данные, показывающие подробности сделки, были предоставлены Bloomberg лондонским аналитическим центром Royal United Services Institute.
Расширение ядерного партнерства между Россией и Китаем оказывает огромное влияние на усилия по нераспространению ЯО. Данные RUSI показывают, что в период с сентября по декабрь Россия экспортировала в Китай для CFR-600 почти в семь раз больше высокообогащенного урана, чем всего подобного материала, вывезенного по всему миру под эгидой США и МАГАТЭ за последние три десятилетия.
Согласно данным RUSI, полученным от стороннего коммерческого поставщика и основанным на данных российской таможни, в этот период Китай заплатил около 384 миллионов долларов тремя траншами за 25 000 килограммов топлива CFR-600, полученного от Росатома.
Росатом отказался от комментариев. Проект «станет первой атомной электростанцией с реактором на быстрых нейтронах большой мощности за пределами России», — говорится в заявлении Топливной компании «ТВЭЛ» Росатома от 28 декабря, подтверждающей поставку топлива.
Высокообогащенный уран, определяемый как присутствие изотопов урана-235, очищенных до чистоты более 20%, является строго контролируемым металлом, который производится или имеется лишь в нескольких странах. Чем выше уровень обогащения, тем ближе пригодность для использования в оружии, а ликвидация международной торговли высокообогащенным ураном была центральной опорой политики нераспространения с 1990-х годов.
CFR-600 является частью амбициозной программы Китая стоимостью 440 миллиардов долларов, направленной на то, чтобы к середине следующего десятилетия обогнать США и стать крупнейшим в мире поставщиком ядерной энергии. В отличие от традиционных легководных реакторов, он работает на комбинации высокообогащенного урана и так называемого смешанного оксидного топлива, в результате которого в качестве побочного продукта получается оружейный плутоний.
Китай также строит завод в пустыне в провинции Ганьсу, предназначенный для извлечения плутония из отработанного топлива CFR-600, завершить строительство планируется через два года. Пекин прекратил добровольно информирование МАГАТЭ о запасах плутония с 2017 года.
Китайский завод по переработке плутония в Цзинта, Ганьсу; в стадии строительства.Фотограф: Google Maps
«Растущая секретность и энергичные дипломатические усилия против обеспечения большей прозрачности закономерно вызвали международное подозрение», — сказал Тонг Чжао, приглашенный научный сотрудник Программы науки и глобальной безопасности Принстонского университета. «Я не думаю, что кто-то может исключить потенциальное использование ядерного топлива в военных целях».
Декабрьская дипломатическая встреча на высоком уровне между высокопоставленными официальными лицами США и Китая в Ланфане, городе, соседнем со столицей Китая, должна была подготовить почву для первого официального визита госсекретаря США Энтони Блинкена в рамках усилий по ослаблению напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира.
Но напряженность снова возросла после того, как поездка Блинкена была отменена в феврале в ответ на предполагаемый китайский аэростат для наблюдения над воздушным пространством США, который Байден приказал сбить огнем военного самолета. На конференции по безопасности в Мюнхене высокопоставленный китайский дипломат Ван И назвал реакцию США «истеричной», также Блинкен предупредил Пекин не поставлять смертоносное оружие для России.
Опасность сейчас заключается в том, что взаимные обвинения между Пекином и Вашингтоном приобретут в прямом смысле ядерный характер, как только CFR-600 заработает, что позволит потенциально производить плутоний для производства оружия в ближайшие годы.
«Раньше Китай ограничивался тем, что он называл «минимальным ядерным сдерживанием». Этот потенциал был намного ниже американского», — соглашается российский эксперт по контролю над вооружениями Алексей Арбатов в комментарии для основанного Кремлем 6 февраля Российского совета по международным делам. — Но потом, видимо, китайцы решили сравняться с США (и, по умолчанию, с Россией) по количеству и качеству ядерных сил».
Россия становится все более зависимой от Китая с тех пор, как начавшийся год назад украинский конфликт вызвал беспрецедентные международные санкции. Китай продемонстрировал, что у него мало намерений отказываться от своего верного дипломатического партнера против их общего противника США, даже несмотря на то, что Пекин изображает из себя нейтрального игрока в этом конфликте.
Являясь частью клуба из пяти официальных ядерных держав, кодифицированного в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1970 года, Китай и Россия не должны сообщать подробности, которые могут помочь проверить, используется ли CFR-600 для увеличения запасов оружия Пекина. Объект также не подлежит обязательному мониторингу со стороны МАГАТЭ, что требует от Пентагона и аналитиков по контролю над вооружениями строить предположения о его назначении.
Россия и США обладают наибольшим количеством материалов для ядерного оружия
Источник: Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам. Цифры основаны на официальных данных и оценках исследователей.
Франк фон Хиппель, физик и бывший советник Белого дома, ныне работающий в Принстонском университете, считает, что CFR-600 сможет производить до 50 боеголовок в год, как только он будет запущен и настроен. «Я ожидаю, что обогащение урана для CFR-600 будет менее 30% — но все еще пригодным для использования в оружии», — даже если оно ниже по спектру высокообогащенного материала, — написал он в ответе на вопросы по электронной почте.