Крупнейшие российские компании, даже те, на которые недавние санкции прямо не распространялись, обходят Уолл-стрит, чтобы погасить свой долг после того, как репрессии в целом нарушили финансовую инфраструктуру, необходимую для обслуживания облигаций, пишет Bloomberg.
Нефтяной гигант ПАО «Лукойл» делает это через свою компанию специального назначения Lukoil Securities Limited, через брокеров на Кипре он выкупил все свои непогашенные еврооблигации.
Другие, в том числе ПАО «Уралкалий», ПАО «ГМК «Норильский никель» и холдинговая компания «Металлоинвест», обратились к держателям облигаций за разрешением изменить документацию, чтобы иметь возможность осуществлять прямые выплаты инвесторам в рублях, а не в валюте, в которой был выпущен долг, как показывают публичные документы. ПАО «Газпром» и ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» заменили часть своих еврооблигаций на рублевые.
Российский международный рынок корпоративных облигаций, который до начала конфликта на Украине оценивался в 85,6 млрд долларов, с тех пор сократился примерно на 12,7 млрд долларов, после того как США, Великобритания и Евросоюз заблокировали доступ России к иностранному капиталу, подсчитал Bloomberg на основе данных Центробанка. И в этом году он будет продолжать сокращаться после того, как тот же «Газпром» совершит больше запланированных обменов.
Даже в тех случаях, когда заемщик не попадает под санкции, компании и их инвесторы обнаружили, что ограничения затрагивают так много процессов, необходимых для продолжения функционирования облигаций, что в любом случае возникает необходимость вывести их с рынка.
«Через пару месяцев все будет выкуплено» местными инвесторами, — считает Дмитрий Дорофеев, управляющий портфелем инвестиционной компании Armbrok в Ереване, Армения, которая в последние месяцы торговала некоторыми российскими еврооблигациями, — Российские компании заменят облигации и вернутся в Россию».
Несмотря на то, что выплаты по купону и основному долгу проходят, этот процесс сильно усложнился, из-за чего происходят значительные задержки. Компаниям необходимо разобраться с документами в России, чтобы погасить долги перед иностранными держателями облигаций, а финансовая система, используемая для проведения платежей, не работает стабильно с тех пор, как были введены санкции. Так Euroclear Bank SA и Clearstream Banking SA, два крупнейших центральных депозитария Европы, обрабатывают только транзакции, которые были проверены и обработаны платежными агентами, утверждают источники Bloomberg.
Некоторые фирмы выбрали альтернативные способы решения вопроса, включая свопы, обратный выкуп и прямые выплаты держателям облигаций, хотя последний вариант предназначен только для счетов в России. Препятствие, однако, заключается в том, что Euroclear и Clearstream не желают обрабатывать корпоративные действия, такие как выкуп, с тех пор, как были введены санкции. Представители двух хранилищ отказались комментировать этот вопрос.
И поэтому компании находят способы исключить Euroclear и Clearstream, процесс, который в будущем может оставить их уязвимыми при возникновении споров о праве собственности, по словам Александра Геды, советника московской юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры», который консультировал Магнитогорский металлургический комбинат.
«Лукойл», например, объявил о своем предложении о выкупе в пресс-релизе, при этом публично не раскрывая условий. С инвесторами, проявившими интерес, связались брокеры, базирующиеся на Кипре, которые затем выкупали их долги во внебиржевых сделках, рассказывают источники издания. Сам «Лукойл» от комментариев воздержался.
Представители Еврокомиссии, Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США и Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании тоже отказались комментировать, является ли выкуп российских корпоративных облигаций в целом, и в случае с «Лукойлом» в частности, нарушением их санкций. Стоит отметить, что российский нефтяной гигант не подпадает под санкции, введенные США, ЕС или Великобританией после начала конфликта России и Украины. Тем не менее, центральные депозитарии не обрабатывали корпоративные действия российских компаний.
Планы «Газпрома»
«Газпром» планирует конвертировать все внутренние активы своих еврооблигаций в эквивалентные внутренние облигации с расчетами в рублях, сообщил по телефону финансовый директор Фамиль Садыгов. По его словам, холдинги по 10 облигациям уже заменены, а еще 12 будут обменены до конца марта. Четыре из них должны быть заменены на этой неделе.
Замещающие облигации являются наиболее надежным способом обслуживания долга с учетом ограничений финансовой инфраструктуры, пояснил Садыгов. Еврооблигации, полученные при обмене, аннулируются, их общее количество в обращении соответственно сокращается. После завершения обмена «Газпром» намерен выплатить купоны как по замещающим российским облигациям, так и по оставшимся международным облигациям.
Тем временем некоторые компании разворачиваются на восток: United Co. Rusal International PJO и другие в последние месяцы заняли 52,7 млрд юаней (7,7 млрд долларов) долга, номинированного в китайской офшорной валюте. Но этот долг по-прежнему составляет лишь «незначительные» 2,9% всего российского рынка корпоративного долга, согласно обзору рисков финансового рынка, опубликованному Банком России 19 января.
Рост рубля вырос на 11% за последние 12 месяцев на фоне ограничений капитала и высоких цен на энергоносители и помог создать привлекательные условия для выкупа, уверен Алексей Куприянов, директор российского инвестиционного банка Aspring Capital. По его словам, эти тенденции могут измениться.
«Мы можем увидеть ухудшение состояния валюты и российской экономики, поэтому, вероятно, у компаний будет меньше возможностей выкупать облигации», — считает Куприянов.