Российские железные дороги являются ключевым каналом для Европы при поставках редких металлов из Китая

Россия находится в центре железнодорожного грузового маршрута, снабжающего западных производителей оружия металлами, необходимыми для производства микрочипов, электроники и боеприпасов, используемых в современном оружии, пишет Bloomberg.

Большая часть так называемых редкоземельных элементов добывается в Китае.  Российские поезда перевозят растущий объем критических металлов, необходимых для оборонной промышленности Европы.

Товарный поезд, направляющийся в Дуйсбург в Германии, покидает Ухань, Китай. Источник: информационное агентство Синьхуа.

Объем китайских редкоземельных металлов, перевозимых поездами по России, вырос до 36 074 тонн за первые девять месяцев прошлого года, что более чем вдвое превышает объем, перевезенный за весь 2021 год, согласно данным Европейского Союза, предоставленным Bloomberg News. Стоимость этой торговли выросла более чем на 80% до 377 миллионов евро (408 миллионов долларов) за сентябрь.

«Удивительно, что, несмотря на все санкции, эта цепочка поставок все еще работает, — замечает Майкл Вурмсер, основатель Norge Mining Ltd. — Это подчеркивает важность этих редкоземельных элементов и показывает, насколько мы зависим от них».

Вурмсер выступал в Давосе, где он встречался с руководителями отрасли, пытающимися диверсифицировать цепочки поставок стратегических полезных ископаемых. Norge Mining интересы в Норвегии, где расположены крупные месторождения ванадия и титана, двух металлов, имеющих решающее значение для оборонной промышленности. В их добыче в настоящее время доминируют Китай и Россия.

Китай поставляет более 90% редкоземельных элементов, используемых в Европе, а последние данные ЕС показывают, что российские железнодорожные пути остаются загруженной трассой и ключевым этапом концепции Пекина «Один пояс — один путь».

Российский грузовой маршрут по-прежнему имеет решающее значение для европейской промышленности, и в июле ЕС опубликовал руководство, разъясняющее, что товары, следующие транзитом через страну, не подлежат санкциям.

Редкоземельные металлы, такие как лантан, добываемый в Китае, широко используются западными производителями оружия для изготовления бронебойных боеприпасов. Большая часть европейского спроса на вольфрам — тяжелый металл, используемый для противотанковых средств производства Thales Air Defense Ltd. и Rheinmetall AG — покрывается Китаем.

Согласно оценке ЕС конфликт на Украине выявил зависимость Европы от российских железных дорог и коридоров в торговле с Китаем.

Несмотря на то, что редкоземельные металлы занимают всего от 3% до 4% от общего объема торговли товарами между Китаем и ЕС и составляют небольшую часть морских перевозок, железнодорожные перевозки могут сократить сроки доставки на несколько недель. Товарному поезду, отправляющемуся из китайского города Ухань, необходимо всего 16 дней, чтобы пересечь Россию и прибыть в немецкий Дуйсбург. Перевозка морских грузов из Азии в Северную Европу может занять в два раза больше времени.

Железнодорожное сообщение из Китая в Европу может проходить по нескольким маршрутам. Объемы перевозок по северному коридору значительно выросли с 2016 года, достигнув 692 500 контейнеров в 20-футовом эквиваленте в 2021 году. Но, согласно анализу ЕС, это число сократилось после начала украинского конфликта — с января по апрель 2022 года было перевезено всего 187 000 тысяч контейнеров.

Разные коридоры

Альтернативные средний и южный коридоры имеют ограниченную пропускную способность, еще не полностью разработаны и не могут компенсировать потери от северного маршрута. По словам представителя ЕС, это может стать проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но не должно вызывать непосредственной озабоченности, поскольку большинство важнейших товаров не подпадают под санкции.

Железнодорожные перевозки редкоземельных металлов в ЕС из Китая рекорддно выросли за последние два года. Источник: данные ЕС.

Наличие противников с перекрывающимися цепочками поставок — явление не совсем новое, считает аналитик Европейского совета по международным отношениям, занимающийся вопросами военной торговли, Рафаэль Лосс. Япония использовала металлолом США для своего флота во время Второй мировой войны. Во время холодной войны советские поставки металла помогали пополнять западные арсеналы, нацеленные на Москву.

«Что изменилось, так это то, что по сравнению с эпохой холодной войны экономические инструменты принуждения стали более заметными в управлении конкуренцией, — замечает Лосс. — Не всегда ясно, будут ли они иметь ожидаемый эффект, но они, безусловно, способны нарушить цепочки поставок».

Хотя стоимость товаров, перевозимых по железнодорожным линиям, представляет собой лишь небольшую часть общих торговых отношений между ЕС и Китаем, Россия может увеличить расходы и проблемы для европейских импортеров, если Москва заблокирует те 15 вагонов в день, которые обычно проходят по этому маршруту.

Нарушение доступа к китайским вольфрамовым рудникам, на долю которых приходится более 83% мирового производства, может сделать западную экономику особенно уязвимой.

Металл имеет решающее значение для ряда продуктов — от батарей до магнитов и микрочипов, и вместе Китай и Россия контролируют почти две трети выявленных запасов — и спрос определяется «расходами на оборону, вызванными конфликтом между Украиной и Россией», — уверены в компании Tungsten West Plc, которая в этом году пытается ввести в эксплуатацию новый рудник на юго-западе Англии.

«Конкуренция за ресурсы вот-вот станет еще более острой», — уверен Лосс.