Страны инвестируют более 20 миллиардов долларов, чтобы облегчить перемещение товаров по водным и железнодорожным путям, пишет Bloomberg.
Россия и Иран строят новый трансконтинентальный торговый маршрут, протянувшийся от восточной окраины Европы до Индийского океана — проход протяженностью 3000 километров, недоступный для любого иностранного вмешательства.
Две страны тратят миллиарды долларов для ускорения доставки грузов по рекам и железным дорогам, связанным Каспийским морем. Данные отслеживания судов, собранные Bloomberg, показывают, что десятки российских и иранских судов, в том числе подпадающие под санкции, уже курсируют по этому маршруту.
Это пример того, как конкуренция быстро меняет торговые пути в мировой экономике, которая, похоже, готова распасться на соперничающие блоки. Россия и Иран, находящиеся под огромным давлением санкций, поворачиваются друг к другу — и вместе они также смотрят на восток. Цель состоит в том, чтобы оградить коммерческие связи от вмешательства Запада и наладить новые связи с гигантскими и быстрорастущими экономиками Азии.
Торговые пути из России в Азию
Новые маршруты через Иран сэкономят тысячи километров пути
«Речь идет о создании устойчивых к санкциям цепочек поставок на всем протяжении пути», — говорит Мария Шагина, эксперт по санкциям и внешней политике России в лондонском Международном институте стратегических исследований.
Возникающий торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. На его северной оконечности находится Азовское море, которое граничит с Крымским полуостровом, юго-восточным побережьем Украины, включая подконтрольный России порт Мариуполь, и устьем реки Дон.
Ранее в этом месяце, перечисляя выгоды полученные Россией после начала конфликта на Украине, президент Владимир Путин сказал, что Азовское море «стало внутренним морем» страны.
Оттуда речные, морские и железнодорожные сети простираются до иранских узлов на Каспийском море и, в конечном счете, в Индийском океане. Путин также отметил важность этого коридора.
На экономическом форуме в сентябре он подчеркнул необходимость развития судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль маршрута, что «предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, и также облегчит поставки из этих стран».
По оценкам Шагиной, Россия и Иран инвестируют до 25 миллиардов долларов в этот внутренний торговый коридор, помогая облегчить путь потоку товаров. «Эти две страны играют в кошки-мышки, — говорит она. «Они изучат все лазейки для перевозки запрещенных продуктов и оружия».
Корабль проходит через ворота Волго-Донского судоходного канала. Фотограф: Владимир Заплетин/Alamy
Это тревожит США и их союзников, поскольку они стремятся заблокировать переброску иранских беспилотников и других военных грузов, которые, по их словам, помогают Кремлю в конфликте на Украине.
«Это та область, за которой мы внимательно следим — как за этим маршрутом, так и за ирано-российскими связями в целом», — сказал высокопоставленный чиновник администрации Байдена по санкциям Джеймс О’Брайен после объявления на прошлой неделе о новых наказаниях в отношении руководителей РЖД. «Мы обеспокоены любыми попытками помочь России избежать санкций».
Роберт Малли, представитель администрации Байдена в Иране, говорит, что любой новый торговый коридор требует пристального внимания в плане прекращения поставок оружия между странами. «Принятое ими решение чрезвычайно разрушительное и опрометчивое», — говорит Малли.
Помимо торговли оружием между странами, у нового транзитного маршрута есть веские экономические причины.
Суда, плывущие по Дону и Волге, традиционно загружены нефтепродуктами и зерном (Иран является третьим по величине импортером российского зерна), но этот диапазон будет расширяться. Две страны объявили о множестве новых сделок, касающихся товаров, включая турбины, полимеры, медицинские товары и автомобильные запчасти. Россия также поставляет ядерное топливо и компоненты для иранского реактора в Бушере.
России необходимо компенсировать внезапный разрыв ее коммерческих связей с Европой, которая до войны была ее крупнейшим торговым партнером, а также найти обходные пути для санкций США и Европейского Союза.
«Поскольку европейские транспортные сети закрываются, они сосредоточены на развитии альтернативных торговых коридоров, которые поддерживают поворот России на Восток», — говорит Николай Кожанов, эксперт по странам Персидского залива из Катарского университета, который с 2006 по 2009 год работал российским дипломатом в Тегеране. «Можно установить контроль над морскими путями, но за наземными путями трудно следить. И уследить за всеми практически невозможно».
Конечно препятствий много, и и Россия, и Иран тратят большие средства на их преодоление.Россия планирует инвестировать 1 миллиард долларов в улучшение судоходства через Азов, реку Дон и через канал, связанный с Волгой. Фото: Европейское космическое агентство
Суда длиной более 100 метров проходят 32 километра вглубь суши от Азовского моря до Ростова-на-Дону, где выстраиваются в очередь для прохода к Волге. Спутниковый снимок: © Maxar Technologies, 2022 г.
Канал «Дон-Волга» представляет собой 101-километровый участок искусственных переходов и естественных водохранилищ, соединяющий две реки в ближайшей точке. Лед часто блокирует движение в зимние месяцы. Спутниковый снимок: © Maxar Technologies, 2022 г.
Небольшая глубина ряда участков ограничивает вместимость судов до 3000 тонн. Модернизация канала позволит проходить судам вдвое большего размера. Спутниковый снимок: Google Earth, © Maxar Technologies
Россия завершает работу над правилами, которые дадут судам из Ирана право прохода по внутренним водным путям на реках Волга и Дон, сообщает иранское агентство морских новостей.
Данные о движении судов, собранные Bloomberg, уже показывают, что не менее дюжины иранских судов, некоторые из которых принадлежат санкционированной США группе судоходных линий Исламской Республики Иран, курсируют между каспийским побережьем страны и ключевыми портами на реке Волга.
Как сообщило в прошлом месяце полуофициальное агентство новостей Ирана, базирующаяся в Тегеране компания IRISL вложила 10 миллионов долларов в порт на Волге. Цель состоит в том, чтобы почти вдвое увеличить грузоподъемность порта Солянка в Астрахани до 85 000 тонн в месяц.
Порт Солянка в Астрахани. Спутниковый снимок: © Maxar Technologies, 2022 г.
Внутри своих границ Иран вкладывает деньги в терминалы, где грузы могут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Он также расширяет железнодорожную сеть, которая уже насчитывает около 16 000 километров и является частью Списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
Торговые делегации все чаще курсируют между Ираном и Россией, и торговля тоже растет. Официально она выросла почти вдвое за август этого года. Годовой показатель, вероятно, скоро превысит 5 миллиардов долларов. Есть «четкий путь» к достижению 40 миллиардов долларов после заключения соглашения о свободной торговле, заявил в прошлом месяце на конференции в Тегеране глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Расширение железнодорожной сети Ирана
Россия отправляет зерно в Индию через иранский порт Бендер-Аббас
Для Ирана разворот стал более актуальным на фоне неуверенных попыток восстановить соглашение 2015 года с мировыми державами, согласно которому санкции были сняты в обмен на ограничения ядерной программы страны. Поддержка Тегераном Москвы, а также жестокое подавление общенациональных протестов привели к тому, что его бескомпромиссное правительство стало еще более отрезанным от Запада.
Официальные лица Ирана говорят, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», — отказываясь от любых планов по восстановлению экономических связей с Европой и вместо этого пополняя ряд торговых и энергетических соглашений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии.
Находясь в значительной степени вне поля зрения западных правительств, в течение многих лет предпринимались согласованные усилия по объединению всей этой евразийской территории. Китай и Россия уже являются членами Шанхайской организации сотрудничества, органа экономической безопасности, который сделает Иран своим девятым членом. Китай и Иран близки к тому, чтобы получить членство в Евразийском экономическом союзе, что сделает возможной свободную торговлю между странами. Еще один институт, связывающий экономики региона и за его пределами, — группа БРИКС. Первоначально она состояла из Бразилии, России, Индии и Китая, а теперь также включает Южную Африку и готова к дальнейшему расширению.
Во всем этом некоторые аналитики усматривают отголоски идеи, которая существует более века и считается основой геополитического мышления. Он сосредоточился на борьбе между океанской мировой державой — Великобританией тогда, США сегодня — и сухопутными гигантами Евразии.
И для России, и для Ирана Индия является важнейшим узлом в сетях, которые они пытаются выстроить.
Как сообщило в прошлом месяце полуофициальное информационное агентство Mehr, первая партия российского зерна в 12 миллионов тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран. Торговые потоки могут увеличиться, если Ирану удастся соединить незавершенный и сильно задержавшийся комплекс порта Чабахар в Индийском океане — проект, в который инвестировала Индия, — со своей сетью поездов дальнего следования. До сих пор Чабахар не подпадал под санкции США, но это может привлечь внимание Вашингтона.
Строительство ведется в порту Чабахар, Иран. Спутниковый снимок: © Maxar Technologies, 2022 г.
«Если какая-либо организация будет причастна к нарушению наших санкций в отношении помощи России или в любой другой сфере, в которой Иран подвергся санкциям, они тоже будут подвергнуты санкциям», — говорит Малли, представитель Белого дома в Иране.
По словам Бхарата Гопалсвами, исполнительного директора District Consultancy LLC, базирующегося в Вашингтоне торгового консультанта, это иллюстрирует, пожалуй, самую большую угрозу для российско-иранского гамбита, направленного на уклонение от санкций.
Успех или неудача не зависят от самих двух стран. Это будет зависеть от того, согласятся ли другие страны, от Индии до Ближнего Востока, поддержать санкции или же они бросят вызов давлению.
«Для создания, использования и поддержания такой инфраструктуры потребуется сотрудничество не только России и Ирана, но и всех других стран, являющихся частью этого коридора», — говорит Гопалсвами. «Любое изменение геополитических обстоятельств или отношений между этими странами повлияет на судьбу проекта».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»