В секретные лондонские «туннели Джеймса Бонда» хотят завлекать туристов

Множество туннелей под центром Лондона, когда-то использовавшихся шпионами, вдохновившие Яна Флеминга на создание персонажа Джеймса Бонда, были куплены управляющим фондом с планом за 220 миллионов фунтов стерлингов (269 миллионов долларов США) превратить их в туристическую достопримечательность, «столь же знаковую, как и Лондонский глаз», пишет Bloomberg.

Уроженец Австралии Ангус Мюррей, бывший руководитель компании по управлению активами Macquarie Group Ltd., подписал договор на покупку туннелей у бывшей британской государственной телекоммуникационной монополии BT Group Plc и разработал четырехлетнюю стратегию реконструкции этого участка. Телефонная станция Kingsway, как она официально называется, занимает площадь 8 тысяч квадратных метров. Она находится на 40 метров ниже офисов юристов, облюбовавших лондонский район Холборн.

Через свою компанию London Tunnels Ltd. Мюррей планирует оснастить тоннели гигантскими экранами, чтобы создать спецэффекты как в блокбастерах. Он надеется заключить сделки с такими голливудскими студиями, как Warner Bros. Discovery, создавшая сериал о Гарри Поттере, и Amazon.com Inc., которая теперь владеет правами на истории о Джеймсе Бонде.

Туннель Кингсуэй — «самый глубокий бар» 1970-х годов. Источник: Getty Images.

В то же время он хочет сохранить часть тоннелей, например, тот, где располагался самый глубокий Великобритании, который часто посещали инженеры и клерки, работавшие под землей. Позже они позаботились о том, чтобы первая трансатлантическая телекоммуникационная линия продолжала работать для передачи экстренных дипломатических вызовов во время холодной войны.

«Могу ли я сравнить это с таким же знаковым явлением, как «Лондонский глаз»? Да, именно так бы я и сделал, — утверждал Мюррей во время экскурсии по туннелям в августе. — Кто бы не захотел посетить это место?»

Рендеринг того, как мог бы выглядеть «самый глубокий бар» после реконструкции. Источник: The London Tunnels / DBOX.

История

Туннели были построены в 1941-1942 годах как бомбоубежища в период воздушных налетов немецкой авиации на Лондон. Как уточняют историки, они были достроены уже после того, как самые жесткие бомбардировки закончились, поэтому они никогда не использовались для этой цели. К 1944 году их использовало скучно звучащее Межведомственное исследовательское бюро (ISRB).

На самом деле ISRB было прикрытием для Управления специальных операций (SOE), шпионской организации, которую иногда называют «Секретной армией Черчилля». Она действовала по всей раздираемой войной Европе и в конечном итоге стала частью МИ-6, службы внешней разведки Великобритании.

Испытательный зал, 1957 год. Источник: BT.

Создатель Джеймса Бонда Ян Флеминг был офицером связи в SOE, которое под кодовым названием ISRB разрабатывало мины-ловушки, подобные тем, которые предлагались Q Branch (вымышленное подразделение по исследованиям и разработкам Британской секретной разведывательной службы) в книгах и фильмах о Бонде. По данным Музея естественной истории, здесь располагалась одна из сверхсекретных мастерских, где, например, набивали крысиные шкуры взрывчаткой и строили фиктивные бревна, в которых прятались боеприпасы. Министерство иностранных дел Великобритании, отвечающее за МИ-6, на запрос о комментариях на ответило.

Оборудование SOE было вывезено из туннелей в День Победы в 1945 году, сообщает BT. Туннели использовались в качестве безопасного «резервного военного помещения» для хранения 400 тонн особо секретных документов. Позже там организовали безопасную горячую линию, которая связывала руководителей США и Советского Союза во время холодной войны.

Подземная столовая, 1957 год. Источник: BT.

В конечном итоге право собственности было передано Главпочтамту, который стал называться BT (Britain’s state-operated phone company), Британской государственной телефонной компанией. BT был приватизировано премьер-министром Маргарет Тэтчер в 1984 году, а к 90-м годам туннели были признаны устаревшими.

Сделка

Компания BT выставила туннели на продажу около 15 лет назад. Чтобы купить их, Мюррей вложил примерно 12 миллионов фунтов стерлингов из собственных денег, а также финансирование от своей частной инвестиционной компании, которая работает под брендом его фонда Castlestone Management LLC.

Первоначальный этап «доведения объекта до строительства» обойдется примерно в 40 миллионов фунтов стерлингов и продлится до конца следующего года. Мюррей говорит, что получил от инвесторов обязательства для выполнения этой работы. Затем туннели необходимо будет оборудовать с современным комфортом и оснастить инфраструктурой, отвечающей современным требованиям безопасности. Это обойдется еще в 100 миллионов фунтов стерлингов. Он нанял Wilkinson Eyre Ltd., архитекторов, которые работали над недавней реконструкцией лондонской электростанции «Баттерси» стоимостью 9 миллиардов фунтов стерлингов.

Один из туннелей в современном состоянии. Фотограф: Томас Сил/Bloomberg.

По оценкам Мюррея, потребуется еще 80 миллионов фунтов стерлингов, чтобы подготовить пространство к 2027 году. Помимо поиска партнерства с такими развлекательными компаниями, как Walt Disney Co., Мюррей планирует партнерство с различными корпорациями, как Samsung Electronics Co. или LG. Он говорит, что переговоры уже ведутся. По его словам, в туннелях можно разместить в восемь раз больше экранов, чем на знаменитом рекламном стенде, который доминирует на лондонском перекрестке Пикадилли-Серкус.

Захватывающие впечатления и интерактивные аттракционы, такие как новая «Сфера» в Лас-Вегасе, стали более популярными по мере совершенствования технологий. Однако отсутствие естественного освещения и способов ориентации может стать проблемой, по мнению Кэтрин Аллен, основательницы исследовательской организации и консалтинговой компании Limina Immersive, которая специализируется на ответственном использовании иммерсивных технологий.

«В 2015 году я стояла в очереди на выставку иммерсивного искусства в Лондоне, но от наушников ужасно пахло, а от контента у меня и моих коллег закружилась голова, — рассказала она. — Во время отдельного иммерсивного опыта на севере Англии в середине 2010-х годов я стал свидетелем приступа паники у мужчины во время одной из поездок».

Человек

Это страстный проект Мюррея, выдающегося деятеля, чей опыт работы в основном связан с финансами, а не с туризмом или развлечениями.

В 2011 году его фонд Castlestone подвергся рейду со стороны британских регулирующих органов после финансового кризиса 2008 года. Мюррей закрыл британские и ирландские проекты Castlestone вскоре после этого расследования; он говорит, что они стали неэкономичными.

В туннелях осталась старая техника. Фотограф: Томас Сил/Bloomberg.

По словам Мюррея, бизнес уже начал разрушаться из-за перехода от активного управления активами к индексному инвестированию. Эти новости вызвали беспокойство у клиентов, но в конечном итоге он не подвергся никаким дисциплинарным или нормативным мерам, согласно сайту Управления финансового надзора. Он по-прежнему управляет Castlestone в США.

Несмотря на то, что Мюррей носит каску, он по-прежнему остается банкиром, излагая детали бизнес-плана. Он оценивает безопасную пропускную способность туннелей в 2 миллиона посетителей в год, или 625 посетителей в час. При входной цене около 30 фунтов стерлингов годовой доход составит 60 миллионов фунтов стерлингов. Он прогнозирует рентабельность прибыли до вычета процентов и налогов на уровне 38%. Если бы полностью функционирующий проект был оценен по коэффициенту, аналогичному коэффициенту выкупа британского оператора тематических парков Merlin Entertainments, его стоимость составила бы около 270 миллионов фунтов стерлингов.

Шансы

Но есть много «если». Самой большой непосредственной угрозой мечте Мюррея, вероятно, является британская система планирования.

Сам он уверяет, что консультируется с Кэмденом и советами лондонского Сити. Мюррей считает, что они должны оценить преимущества новой достопримечательности, которая могла бы привлечь инвестиции в ту часть Лондона, которая, хотя и расположена среди таких туристических мест, как Британский музей и собор Святого Павла, сама по себе имеет мало достопримечательностей.

Решения по развитию в Великобритании находятся в руках местных советов. Жителям предлагается поделиться своими мнениями до того, как состоится голосование по заявкам, а этот процесс может легко задушить любые амбициозные коммерческие проекты.

По данным государственной статистики, с марта 2020 по март 2023 года каждой десятой заявке на коммерческое строительство не удалось получить разрешение. Строительство нового тематического парка в стиле Диснея недалеко от Лондона, который в какой-то момент пользовался поддержкой голливудской студии Paramount Global, зашло в тупик после открытия редкого паука, среда обитания которого могла оказаться под угрозой.

Китайская Народная Республика также недавно потерпела поражение в этой системе. План строительства нового посольства возле лондонского Тауэра был единогласно отклонен Советом Тауэр-Хамлетс в декабре после десятков жалоб от жителей, обеспокоенных безопасностью, а также стремящихся сохранить наследие этого места. Хотя заявители могут обратиться к независимому рецензенту, это дорогостоящий процесс, который может занять много времени.

Пекин счел странным, что местные чиновники могли заблокировать такой шаг, считая это делом национального правительства, а не региональных планировщиков, но решил не обжаловать это решение.

Чтобы увидеть туннели в их нынешнем состоянии, посетители должны найти незаметный вход в переулок, а затем надеть каску, одежду повышенной видимости и ботинки со стальным носком. Затем они спускаются в лабиринт параллельных туннелей общей длиной в милю с меньшими боковыми ответвлениями.

В некоторых районах дисковые телефоны стоят рядом с огромными дизельными генераторами британского производства и другой давно вышедшей из строя техникой. В других помещениях есть обои и мебель десятилетней давности. Большая часть пространства совершенно пуста, если не считать редких граффити от смелых городских исследователей.

Опубликовано несколько предупреждений об асбесте. Мюррей говорит, что все опасные материалы будут удалены. Над головой грохочет центральная линия лондонского метро — шум, который, как он признает, невозможно искоренить.