Sotheby’s злоупотребил своими «привилегиями, властью и репутацией», чтобы помочь обмануть российского миллиардера на несколько миллионов долларов, заявил адвокат бизнесмена в первый день судебного процесса в Нью-Йорке, за которым пристально наблюдает Bloomberg.
Но аукционный дом утверждает, что миллиардер Дмитрий Рыболовлев отчасти сам виноват в том, что позволил своему старому другу и швейцарскому арт-дилеру Иву Бувье завысить цену за четыре редкие работы, в том числе за картину «Спаситель мира», приписываемую кисти Леонардо да Винчи. Именно эта картина установила рекорд по цене, как самое дорогое произведение искусства, из когда-либо проданных в истории.
В понедельник перед окружным судьей США Джесси Фурманом на Манхэттене стартовал судебный процесс по иску Рыболовлева против Sotheby’s. Миллиардер требует возмещения ущерба на сумму более 232,5 миллиона долларов.
«Но деньги — не единственная проблема», — утверждает адвокат Рыболовлева Дэниел Корнштейн. «Речь идет об общественных интересах, речь идет не только о состоятельных людях. Ведь жертвой может стать любой».
Это дело позволит разобраться в часто непрозрачной индустрии, где посредники совершают сделки с произведениями искусства между сверхбогатыми покупателями и продавцами, которые даже не всегда знают личности друг друга. Это также знаменует собой одну из последних глав в длинной череде судебных исков, которые Рыболовлев начал по всему миру, пытаясь привлечь Бувье к ответственности за обман.
В свою защиту Sotheby’s заявил, что понятия не имел, о том что Бувье лгал Рыболовлеву о длительных переговорах с продавцами в попытке завысить цены, которые Рыболовлев заплатил за произведения искусства, в том числе 184 миллиона долларов за картину Густава Климта «Водяные змеи II».
«У Рыболовлева есть веские причины злиться на себя за то, что с ним произошло», — считает Сара Шудофски, адвокат аукционного дома. Хотя бизнесмен накопил огромное состояние, управляя прибыльными компаниями, но когда дело доходило до покупки произведений искусства, он не предпринимал элементарных шагов для защиты своих интересов, добавила она.
Это включало в себя уверенность в том, что Бувье должен был действовать как его агент, при этом условия не были закреплены в письменной форме. В результате, утверждает Рыболовлев, он не знал, что Бувье покупал произведения искусства через Sotheby’s, а затем возвращался, чтобы продать их ему со значительной наценкой.
По словам Корнштейна, помимо комиссионных в размере 6,4 миллиона долларов, полученных Бувье за четыре произведения искусства, лежащих в основе этого дела, он также получил 164 миллиона долларов за счет секретных наценок.
«Пропавший Леонардо»
Юридическая сага началась в феврале 2015 года, когда Бувье приехал в резиденцию Рыболовлева в Монако, думая, что завершает сделку за картину Марка Ротко «Номер. 6 (Фиолетовый, Зеленый и Красный)», который миллиардер приобрел за 140 миллионов евро (153 миллиона долларов) в августе 2014 года. Вместо этого он был арестован по жалобе олигарха, обвинившего Бувье в завышении цены примерно на 1 миллиард долларов за приобретенные им работы да Винчи, Рене Магритта и другие. В деле о «Спасителе мира» компания, подконтрольная Бувье, купила картину за 83 миллиона долларов, а через два дня он продал ее Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона долларов.
Это произведение взорвало мир искусства в 2011 году, когда оно было публично представлено в Национальной художественной галерее в Лондоне, через несколько лет обнаружения на распродаже поместья в Новом Орлеане. Эта история стала темой документального фильма «Пропавший Леонардо».
Бувье и Рыболовлев судились в Нью-Йорке, Сингапуре и Швейцарии в течение следующих восьми лет, прежде чем разрешили свой спор в прошлом месяце. Уголовные обвинения против Бувье в Монако в конечном итоге были отклонены в 2019 году судьей, который установил, что его арест был незаконным. А вот Рыболовлеву были предъявлены обвинения в коррупции в 2018 году вновь назначенными прокурорами после того, как были раскрыты дружеские послания между адвокатами, представлявшими миллиардера, и властями княжества.
Две компании, контролируемые Рыболовлевым, подали иск против Sotheby’s в федеральный суд Нью-Йорка в октябре 2018 года, утверждая, что аукцион «содействовал крупнейшему мошенничеству в истории искусства». Аукционный дом в марте добился отклонения большей части иска миллиардера, но до сих пор сталкивается с обвинениями в том, что он способствовал мошенничеству при покупке пяти работ, включая да Винчи.
Сотрудники Sotheby’s позируют рядом со «Спасителем мира» Леонардо ди Винчи в Лондоне. Фотограф: Карл Корт/Getty Images
«Вопрос, который будет иметь куда более широкое последствие для индустррии, чем это дело, заключается в том, является ли консультант по искусству доверенным лицом коллекционера», — уверена Джудит Уоллес, партнер Carter Ledyard и руководитель арт-практики фирмы. «Это часто проблема, которая, если ее плохо обозначить, может привести к недопониманию постфактум».
Арт-дилеры
Ожидается, что показания дадут несколько известных нью-йоркских арт-дилеров, в том числе Николас Аквавелла, Уоррен Адельсон и Сэнди Хеллер, а также Сэмюэл Валетт, который был менеджером по связям с Бувье для Sotheby’s.
Рыболовлев утверждает, что Sotheby’s предоставил Бувье оценки и помог дилеру приобрести работы, а потом продать их по завышенным ценам. Бувье утверждал, что не является агентом Рыболовлева, но купил картины самостоятельно и просто перепродал их российскому бизнесмену.
Sotheby’s же утверждает, что Рыболовлеву было неразумно полагаться на заявления брокера, не запрашивая документации, и что компания просто способствовала покупкам Бувье произведений искусства у частных продавцов. Аукционный дом также утверждает, что не знал о предполагаемом мошенничестве Бувье или о какой-либо лжи, свзанную с названной им ценою, и никак не помогал ему совершить неправомерные действия.
«Sotheby’s продал произведения искусства, о которых идет речь в этом деле, компании Бувье, которая заплатила за них и получила право собственности», — заявил адвокат аукционного дома Маркус Аснер в суде.
«Если у г-на Рыболовлева есть веские претензии, то они должны быть направлены к Бувье, а не к Sotheby’s, потому что г-н Рыболовлев утверждает, что именно Бувье якобы солгал ему о ценах, которые он, Бувье, заплатил за покупку произведений искусства».
Федеральная прокуратура потратила больше года на подготовку дела против Бувье, но закрыла расследование после того, как миллиардер продал работу да Винчи в ноябре 2017 года за 450 миллионов долларов, что более чем в три раза превышает сумму, которую он заплатил.
Адвокат Бувье не сразу ответил на электронное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию.
57-летний Рыболовлев, чей собственный капитал составляет 11,5 миллиардов долларов, заработал состояние на калийной промышленности, продав двух производителей удобрений за более чем 7 миллиардов долларов в 2010 и 2011 годах. Он владеет контрольным пакетом акций футбольного клуба «Монако» и является резидентом Монако более десяти лет.