Reuters: Россия поднатужится, что бы избавиться от «потемкинских» банков к 2019 году

Reuters: Россия поднатужится, что бы избавиться от «потемкинских» банков к 2019 году

Reuters: Россия поднатужится, что бы избавиться от «потемкинских» банков к 2019 годуРоссия планирует продлить ревизию банковских лицензий еще на два года и еще больше почистить банковский сектор. За последние четыре года лицензии были отобраны у нескольких сотен финансовых учреждений, в основном за совершение мошенничества или других преступлений, рассказал в интервью изданию замглавы Центробанка Василий Поздышев.

Несмотря на то, что множество кредитных учреждений уже закрыто, Центробанк все еще находит недобросовестные банки. Конец репрессий наступит не раньше 2019 года, говорит Поздышев.

В результате ревизии число банков в России уже сократилось с 900 до, примерно, 570. Таким образом, к 2019 году в России будет действовать около 400 банков, хотя сам регулятор утверждает, что не ставит целью количественные показатели.

Прекращение существования сотен банков помогло укрепить позиции нескольких крупных российских кредитных учреждений – таких,  как Сбербанк и ВТБ, которым достались клиенты банков с отозванными лицензиями. В настоящее время Сбербанк аккумулирует  более трети банковских депозитов в России.

Поздышев считает, что многие из банков – как уже закрытых, так и находящихся под прицелом регулятора, виновны в выдаче кредитов подставным компаниям или воровстве денег вкладчиков. Ряд из них поддерживали теневую экономику при помощи покупки и продажи услуг или товаров в обход  официальных налогооблагаемых каналов.

«Наша работа по очистке банковской системы в большей степени напоминает работу следователя, занимающегося  финансовыми преступлениями, чем работу современного банковского регулятора, который проверяет, достаточно ли капитализирован банк», — рассказал Поздышев в интервью Reuters.

«Мы противостоим целому бизнесу по созданию фиктивных заемщиков… Это целый виртуальный мир, управляемый ИТ-программами и серверами, которые зачастую находятся вне банка».

Многие финучреждения  являются «потемкинскими», рассказал Поздышев, сославшись на поддельные деревни, которые Григорий Потемкин построил в XVIII веке, чтобы произвести впечатление на императрицу Екатерину Великую.

В 2013 году председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина дала новый толчок отзыву банковских лицензий.  Предыдущая попытка очистить банковскую систему замедлилась в 2006 году после того, как в Москве был застрелен председатель ЦБ Андрей Козлов, возглавлявший кампанию против отмывания денег и коррупции.

Сейчас здание банка России строго охраняется, а персонал, включая Поздышева, передвигается под защитой охраны.

Последняя операция по закрытию банков, проведенная регулятором, прошла в начале марта. Тогда Центробанк отозвал лицензии сразу трех кредитных учреждений Татарстана, в том числе и у входящего в топ-50 «Татфондбанка».  Меры были приняты из-за низкого качества активов и высоких рисков.  Пресс-секретарь «Татфондбанка» заявила, что им не разрешается комментировать произошедшее. Попытки дозвониться в другие два банка не принесли результата.

Влияние владельцев

Поздышев рассказал, что российским властям редко удается привлечь к ответственности лиц, ответственных за банковское мошенничество или банкротство.  Он добавил также, что России нужны механизмы, способные остановить бегство из страны недобросовестных банкиров.

«У банков часто есть влиятельные сторонники, и это серьезно осложняет процесс, но мы начали проводить эту политику, и нам нужно довести ее до конца. Если мы остановимся, банковская система немедленно вернется в тень», — говорит Василий Поздышев.

Центробанк должен заткнуть дыру в 600 миллиардов рублей (10 миллиардов долларов) в балансах примерно 100 банков, чьи лицензии были отобраны в прошлом году.

Среди распространенных криминальных схем, раскрытых Центральным банком, были кредитование компаний, не имеющих реального бизнеса, выдача фиктивных кредитов физлицам и мошенничество с продажей ценных бумаг.

По словам Поздышева, в главном офисе Центрального банка работает около 2000 человек, которые проводят около 400 проверок в год. Иногда они проверяют, являются ли клиенты банка действующими предприятиями.

В качестве примера они привел банки, лишенные лицензии после того, как большое количество клиентов в один день произвело небольшие налоговые платежи или одновременно заплатило проценты по кредитам в банкомате. В итоге регулятор пришел к выводу, что клиенты не настоящие.

Спонтанные протесты, в связи с закрытием некоторых банков, были сдержанными, поскольку финансируемое Центральным банком Агентство по страхованию вкладов покрывает убытки физических лиц и мелких предпринимателей на сумму до 1,4 миллиона рублей.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»