Если сегодня прогуляться по улицам Пекина, то легко можно заметить множество желтых и оранжевых велосипедов. Именно они стали центром одного из самых странных сражений в нашем технологичном мире, пишет издание.
Ofo, компания, представляющая желтые велосипеды, совсем недавно заработала 450 миллионов долларов, при ее оценке более чем в 1 миллиарда долларов. Месяцем ранее Orange-hued Mobike собрала 300 миллионов долларов. И они не одни: Bluegogo и Green-favoring Forever также выросли за последний год, предложив аренду велосипеда в условиях контролируемого хаоса, которым является китайский городской трафик.
Конкуренция выросла настолько, что Uber-подобные сервисы отказываются от и так крошечного вознаграждения в 1 юань (15 центов) за день за использование велосипедов, разрешая брать их бесплатно. Сами велосипеды являются легкой мишенью для воров, вандалов или хулиганов, которые их хитроумно крадут и прячу. Чтобы представить себе такую модель бизнеса привлекательной, надо иметь яркое воображение.
— Это как трофей — основать крупную шеринговую компанию в Китае, — считает Марк Таннер, основатель консалтинговой компании China Skinny, расположенной в Шанхае. — С точки зрения бизнеса это не имеет никакого смысла.
Пока прибыль сервисов остается туманной. Несмотря на неопределенность вокруг минимальной стоимости, все компании тратят значительные средства на промо-акции и скидки в гонке за масштабом бизнеса.
Ofo сумел аккумулировать деньги влиятельных покровителей, в том числе российского DST и местного автомобильного гиганта Диди Чусинга, прославившегося запуском Uber Technologies Inc. Компания заявила, что ей удалось привлечь к проекту таких гигантов, как Citic Private Equity, Matrix Partners и Coatue Management, которые оценили двухлетний стартап в более чем один миллиард долларов. Ofo, чьи безупречные велосипеды можно увидеть во многих университетских городках, будут использовать средства, чтобы соперничать с Mobike – как в Китае, так и за рубежом.
Ofo получил свое начало в качестве студенческого проекта в престижном Peking University в 2014 году. Дай Вэй и еще четыре студента проанализировали велосипедный туризм, прежде чем прийти к рынку обмена велосипедами. Их соперником стал основатель Mobike Ху Вэйвэй, бывший журналист, который примерно в то же время основал свою собственную компанию.
Велосипед, бывший когда-то в Китае символом рабочего класса, остается популярными среди студентов и городских жителей, несмотря на стремительно растущее количество автомобилей. Велоиндустрия сумела привлечь более миллиарда долларов от инвесторов, которые считают, что велосипеды в городах составляют традиционную альтернативу автомобилям.
Молодежь, которая в основном и пользуется услугами обмена байками, является желанной маркетинговой целью. Полученные ценные данные в конечном итоге смогут капитализироваться в других продуктах. Кампания по ликвидации пробок, запущенная правительством и охватившая большинство крупных городов, также способствует распространению вело и авто-шеринга.
— Если вы рассматриваете эти проекты не только как транспортные, но и как платформы для изучения данных пользователей с возможностью их использования для развития других услуг, то интерес к стартапам есть, — утверждает Чжоу Синь, консультант по интернет-индустрии из Beijing Trust Trust Data. – Кроме того, в городах первого и второго эшелонов есть значительный спрос на велосипеды, поскольку правительство ограничивает там число автомобилей.
Mobike и Ofo являются двумя крупнейшими компаниями среди набирающих оборот проектов в сфере вело-шеринга. В отличие от похожих услуг, которые используют в других странах, китайские пользователи находят и платят за велосипеды через приложение для смартфонов. Оставлять велосипеды можно при этом где угодно, а не только на специальных стоянках.
В минувшую среду компания Ofo заявила, что смогла объединить более 300 миллионов пользователей и имеет более 20 миллионов арендодателей, работающих в почти 40 городах Китая, США, Сингапура и США. Что касается Beijing Mobike Technology Co., стартап работает, по крайней мере, в девяти городах страны, и на улицах Шанхая ездят более 100 тысяч велосипедов. Говорят, что компания намерена приобрести как минимум 100 000 велосипедов в каждом крупном городе.
Обе компании нацелены на Европу. По данным консалтинговой фирмы Roland Berger, в 2020 году в мире будет насчитываться порядка 600 компаний, занятых в вело-шеринге, при росте рынка 20% в год. К этому моменту по расчетам Roland Berger, они получат доход в размере 5,8 миллиарда долларов. Mobike, который оснастил GPS-навигаторами свои велосипеды, намерен в этом году запустить проект в Сингапуре, присоединившись к Ofo в богатом островном государстве.
Изнурительная битва Uber и Didi показывает всю опасность демпинга для увеличения масштаба бизнеса и привлекаемых инвестиций. Зачастую компании просто не могут угнаться за своими расходами.
Инвесторы могут видеть возможности, предоставляемые быстрорастущей платформой, разделяемой миллионами молодых, мобильных и, по определению, активных людей. Правда, что конкретно стоит за этими возможностями, еще предстоит выяснить.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»