Правительство России ограничивает экспорт пшеницы, чтобы снизить цены в стране, жители которой уже давно негодуют по поводу цен на продукты питания.
Дмитрий Бравков — тот фермер, которым Владимир Путин может гордиться. Российский президент регулярно рекламирует подъем своей страны в число мировых лидеров-экспортеров сельскохозяйственной продукции как еще один признак ее глобального могущества.
Но после 14 лет управления крупной молочной и зерновой фермой в 500 километрах к юго-западу от Москвы, Бравков может оказаться жертвой политики Кремля. Через три недели он будет получать намного меньше за свою пшеницу из-за новых тарифов и квот, направленных на ограничение экспорта и снижение внутренних цен.
Эта политика, в первую очередь, попытка успокоить тех, кто больше всех страдает от падения доходов и роста цен на продукты питания. Недавние протесты, с требованием освободить заключенного в тюрьму оппозиционера Алексея Навального, теперь дают Владимиру Путину еще одну причину, чтобы попытаться заручиться поддержкой населения.
Россия является одним из крупнейших экспортеров пшеницы в мире, поэтому даже возможность введения квот уже отражается на глобальных рынках. Краткосрочное внутреннее преимущество может нанести в будущем серьезный удар по репутации страны, как надежного поставщика.
«Введение пошлины — это попытка нажиться на фермерах», — считает 47-летний Бравков, у которого в деревне в Брянской области работает 60 человек. «В мире много пшеницы. Если Россия его не будет поставлять, то это сделает кто-то другой».
Российские фермеры могут потерять серьезную долю выручку после введения правительством экспортных пошлин и квот на пшеницу. Фотограф: Андрей Рудаков / Bloomberg
Мировые цены на зерно взлетели до самого высокого уровня за последние шесть лет. Причиной стали плохая погода, помешавшая урожаю некоторых ключевых производителей, и Китай, начавший активную закупку сельскохозяйственной продукции. Эффект обратной связи особенно остро ощущается в развивающихся странах, поскольку продукты питания составляют большую долю расходов домохозяйств, пишет Bloomberg.
Неопределенность в отношении ограничений России уже нанесла ущерб некоторым покупателям — 12 января крупнейший импортер пшеницы Египет отменил тендер, что является редкостью, после того, как предложение о поставках иссякло.
«Россия хочет сыграть в обе стороны», — предполагает Абдолреза Аббассиан, старший экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в Риме. «Она хочет иметь большую долю экспортного рынка и в то же время не сталкиваться с проблемами в мировом продовольственном секторе. Обычно подобные шаги в долгосрочной перспективе не приносят успеха».
Годовой урожай в России вырос почти вдвое всего за два десятилетия
В то время как президент Путин в прошлом году хвастался рекордным урожаем, рядовым россиянам пришлось выложить за хлеб на 20%, а за сахар на 65% больше, чем в 2019 году. Воспоминания о нехватке продовольствия в Советском Союзе и резком росте инфляции после его распада сделали цены политически чувствительным вопросом для России.
История для России не повторилась. В прошлом месяце президент ругал министров по национальному телевидению за то, что они не сделали достаточно, чтобы остановить рост цен. В тоже время он не стал хвастаться огромным экспортом зерна. Между тем, производство пшеницы в России почти удвоилось за последние два десятилетия.
«В Советском Союзе было всё, только не всем хватало. Но тогда не хватало, потому что дефицит был. А сейчас может не хватать, потому что у людей денег недостаточно для приобретения определённых продуктов по тем ценам, которые мы наблюдаем на рынке», — отметил Владимир Путин.
Через день после того, как этот комментарий были опубликован — и за три дня до того, как Путин должен был выступить перед нацией на своей ежегодной телевизионной пресс-конференции, правительство предложило ввести пошлину на пшеницу с середины февраля до конца июня.
По данным консалтинговой компании IKAR, пошлина будет начинаться с 25 евро (30,40 доллара США) за тонну, а с 1 марта будет увеличена вдвое. Экспортные цены на пшеницу в России выросли на 43% за последние шесть месяцев до 297 долларов.
Президент России Владимир Путин провел ежегодную пресс-конференцию, фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
Правительство также продвигает ранее объявленную квоту на экспорт зерна на тот же период. В итоге цены могут быть снижены на другие продукты питания, такие как макаронные изделия, яйца и картофель.
Россия уже имела историю нарушений на рынке пшеницы с помощью ограничений и пошлин. Страна ввела экспортную пошлину в 2007 году, чтобы бороться с ростом цен на продукты питания — это помогло поднять мировые цены на пшеницу до рекордных значений, а некоторые исследователи считают, что запрет на экспорт в 2010 году косвенно повлиял на восстания так называемой «арабской весны».
Действительно, немногие другие экспортеры осмелились пойти по протекционистскому пути, потому что результаты могут быть достаточно контрпродуктивными. Стратегия особенно опасна, так как Кремль усердно работает, чтобы обогнать США и Европейский союз, и стать доминирующим мировым поставщиком пшеницы.
Несмотря на рекордный прошлогодний урожай, рядовым россиянам пришлось выложить на хлеб на 20% больше и на сахар на 65% больше, чем в 2019 году. Фотограф: Андрей Рудаков / Bloomberg
По словам Андрея Сизова-младшего, управляющего директора консалтинговой компании SovEcon в Москве, эти меры обойдутся фермерам в 135 миллиардов рублей (1,8 миллиарда долларов) в виде потенциальных потерь доходов . Эта сумма может стать даже больше, если экспортные пошлины будут распространены на другие продукты питания.
Импортеры уже обращаются к другим поставщикам, таким как Австралия и даже Индия, рассказала Евгения Дудинова, член руководящего совета Международной ассоциации мукомолов. В Объединенных Арабских Эмиратах, где она базируется, в этом сезоне закупки из России составили около 330 000 тонн, что составляет треть от объема прошлого года.
Ключевые импортеры будут стараться избегать российской пшеницы, после введения пошлин, считает Муззаммил Р. Чаппал, председатель Зерновой ассоциации Пакистана. Страна является пятым по величине импортером российской пшеницы в этом сезоне.
В разговоре на своей ферме Бравков сказал, что в прошлом он не получал никакой помощи от правительства. Он находится в процессе перехода от молочного животноводства к зерновому хозяйству после того, как цены на молоко стали стагнировать — это вынудит его уволить рабочих, чтобы иметь возможность остаться на плаву. «Такими мерами наше правительство просто помогает защитить наших европейских конкурентов», — посетовал фермер.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»