Почему расширение БРИКС означает провал лидерства США

Почему расширение БРИКС означает провал лидерства США

Почему расширение БРИКС означает провал лидерства СШАРасширение группы вряд ли поможет ее членам, но Вашингтону и его друзьям все равно следует быть начеку, пишет Bloomberg.

На своем недавнем саммите правительства пяти стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки — пригласили присоединиться еще шесть стран. По их словам, включение Аргентины, Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов не будет означать конец их усилий по расширению пакта. Это лишь первый этап роста, призванный дать развивающимся странам больше права голоса в глобальном управлении.

Но новой группе будет сложнее согласовывать интересы и политику своих членов, чем старой. Скорее всего, расширение еще больше затруднит эффективную координацию. В этом смысле заявление не столь весомо, чем хотелось бы верить его авторам. Однако это важное событие. Сложившаяся ситуация может ослабить существующие каналы сотрудничества в то время, когда коллективные действия по борьбе с глобальными угрозами никогда не были столь актуальными. Растущий аппетит к альтернативе существующему международному порядку важен сам по себе и свидетельствует о провале руководства США.

Китай является главным архитектором и давним сторонником расширения группы, рассматривая ее как способ реализовать свое собственное экономическое и геополитическое лидерство. Россия, стремящаяся найти новых экономических партнеров, также проявила энтузиазм. Хотя другие страны БРИКС поначалу сомневались, не желая, чтобы группа вела жесткую конфронтацию с США и их партнерами по «Большой семерке», они все равно согласились на расширение. Несмотря на разногласия, страны БРИКС-11, очевидно, согласны с тем, что нынешние глобальные правила и институты не отвечают должным образом их интересам.

Возможности группы добиться большего в лучшем случае ограничены. В 2016 году члены БРИКС создали совместный механизм ликвидности, позволяющий им кредитовать друг друга в чрезвычайных ситуациях, предлагая альтернативу Международному валютному фонду. Они создали Новый банк развития по образцу Всемирного банка, а Китай финансировал инфраструктурные программы в рамках своей инициативы «Один пояс один путь». Страны надеялись разработать новые торговые соглашения за пределами Всемирной торговой организации. Они даже говорили о создании новой валюты, которая могла бы каким-то образом защитить их от доминирования доллара США.

Пока что, когда дело доходит до укрепления стабильности и расширения их экономического потенциала, эти усилия практически не принесли никакого результата. Хуже того, отодвигая на второй план существующие институты, они затрудняют подлинно многостороннее сотрудничество.

Однако в некотором смысле недовольство оправдано. Не случайно появление БРИКС-11 последовало за отказом США от экономического лидерства, ускоренным администрацией Дональда Трампа и подтвержденным администрацией Джо Байдена. МВФ и Всемирный банк становятся все менее управляемыми. ВТО практически прекратила свое существование, ее все равно что закрыли из-за препятствий со стороны США. Организующим принципом политики США является не глобальное процветание, а лозунг «Сделано в Америке». Странам с развивающейся экономикой можно простить поиск альтернатив глобальному порядку, который, похоже, ставит их на последнее место.

Время для этого сдвига не могло быть хуже. Более высокие процентные ставки усугубляют финансовый стресс, с которым сталкиваются многие страны с низким и средним уровнем дохода. Если впереди новый глобальный долговой кризис, ущерб будет расти. Издержки изменения климата увеличиваются, и усилия бывшего и будущего БРИКС по их сдерживанию будут иметь решающее значение. Эти проблемы неизбежно носят глобальный характер и требуют совместных ответных мер.

Все это делает раскол многостороннего порядка по-настоящему опасным. Подталкиваемые расширением БРИКС, США и их партнеры должны срочно работать над его восстановлением.