Холодным утром в ноябре прошлого года ракета Northrop Grumman Antares взлетела с космодрома NASA Wallops в Вирджинии.
Это была обычная миссия по пополнению запасов, направлявшаяся на Международную космическую станцию, но космический корабль Cygnus, расположенный на вершине ракеты, содержал довольно необычную полезную нагрузку. В его грузовом отсеке была спрятана дюжина бутылок красного вина Бордо, индивидуально упакованных в специально разработанные металлические канистры. Это был не первый случай, когда вино покидает планету, но это, безусловно, самое большое количество алкоголя, когда-либо побывавшее в космосе.
Астронавты на космической станции не планировали орбитальной вечеринки. Этот ящик вина был отправлен в космос во имя науки, пишет Business Insider.
Запуск ознаменовал начало первого из шести запланированных экспериментов люксембургского стартапа Space Cargo Unlimited, который в партнерстве с известными исследователями из нескольких европейских университетов изучил, как космическая среда влияет на вино. Эти эксперименты, известные как миссия WISE, охватят все аспекты процесса производства вина.
Упаковка вина в специальный контейнер
Бутылки красного, которые вернулись на Землю этой осенью, покажут, как микрогравитация влияет на процесс старения вина, химическую реакцию, в которой молекулы танина соединяются в более длинные и длинные цепи.
«Мы открыли существование бактерий и поняли так много вещей, в том числе, изучая вино», — считает Николас Гуаме, генеральный директор Space Cargo Unlimited. «Во многом мы возвращаемся к истокам современной науки».
Гуаме имеет в виду новаторские эксперименты своего земляка Луи Пастера, которому Наполеон III поручил выяснить, почему вино портится. В процессе Пастер обнаружил, что это произошло из-за роста количества бактерий, с которым можно бороться, нагревая вино.
Николас считает, что собственные эксперименты компании с вином могут привести к не менее важным открытиям в биологии космической эры.
Гуаме рассказал, что вино привлекло его исследовательскую группу, потому что это многокомпонентная система, в которой растения и микробы взаимодействуют в строго контролируемой среде. Отправив эти компоненты в космос, можно изучить, как отсутствие гравитации влияет на сложные биологические процессы, которые приводят к производству вина.
«Гравитация — единственный параметр жизни, который не изменился за последние 4,5 миллиарда лет», — говорит Гом. «Поэтому, когда вы воссоздаете земную среду в космосе без ключевого параметра, это означает большой стресс для жизни».
Виноградник и отель Montage Healdsburg
Николас и его группа исследователей, в которую входит Майкл Леберт, надеются, что изучение стресса микрогравитации, воздействующего на виноградные лозы и дрожжи, даст важные идеи, которые могут помочь ученым понять, как растения и микробы будут реагировать на быстро меняющийся земной климат.
Например, во втором эксперименте компания использовала горстку ростков лозы винограда — которые были помещены в камеру для соленой чашки Петри, чтобы имитировать условия засухи. Затем эти чашки Петри были запущены в суборбитальный полет с помощью ракеты New Shepard компании Blue Origin и испытали несколько минут невесомости, прежде чем вернуться на Землю. Есть надежда, что, подвергая ростки виноградной лозы экстремальному стрессу микрогравитации, это позволит им более эффективно справляться со сравнительно легким стрессором соленой окружающей среды.
«Мы хотим, чтобы растения подвергались стрессу, чтобы естественным образом стимулировать их устойчивость», — говорит Гом. Команда еще не опубликовала результаты этого эксперимента, но он говорит, что ростки в космосе показали «совсем другой» отклик по сравнению с контрольными объектами на Земле.
В марте компания запустила 320 зрелых побегов виноградной лозы Мерло и Каберне Совиньон на SpaceX Falcon 9 для шестимесячного пребывания на космической станции. Позже этой осенью лозы вернутся на Землю вместе с винными бутылками для последующего анализа. Далее идет эксперимент по ферментации винограда.
«Ферментация — важнейший компонент многих продуктов на Земле», — уверен Николас. «Дрожжи в целом имеют большое значение для науки о жизни и продовольственной системе, поэтому это будет ключевой темой».
За год Space Cargo Unlimited удалось значительно ускорить процесс исследования алкоголя в космосе. Но это далеко не единственная компания, которая интересуется космическим алкоголем. Когда в прошлом году на МКС прибыл ящик компании с красным вином, он присоединился к двум другим алкогольным экспериментам, которые уже проводились.
Один эксперимент по изучению того, как микрогравитация влияет на процесс старения виски, был запущен японским ликеро-водочным заводом Suntory, виски находится на орбите уже четвертый год. Другой эксперимент с ячменем, проведенный Budweiser, ознаменовал четвертую миссию пивного гиганта на космическую станцию в рамках проекта по созданию первой пивоварни на Марсе.
Легко обвинить эти эксперименты как рекламные трюки, но каждая компания — и, что более важно, НАСА — утверждает, что они имеют реальную научную ценность. Среда микрогравитации оказывает на растения и микробы всевозможные странные эффекты, которые мы только начинаем понимать. Например, эксперимент Coors с космическим челноком в середине 90-х показал, что микрогравитация, похоже, ускоряет определенные биологические процессы в дрожжах. Если ученые смогут понять, почему это происходит, они смогли бы в биоинженерии микробов воспроизвести эффекты космической среды для создания более эффективных процессов ферментации на Земле.
Космонавт Максим Сураев держит листья салата мизуна, над которым проводился эксперимент на МКС во время 20-й экспедиции 2009 года
Космос также может нанести вред растениям из-за воздействия радиации, и очень важно понимать этот процесс, если астронавты когда-либо надеются вырастить урожай, который им понадобится для обеда на других планетах.
Но если сосредоточиться исключительно на науке, будет упущена другая важная причина изучения алкоголя в космосе. Спиртные напитки были основным продуктом питания и социального взаимодействия людей на протяжении тысячелетий. По мере того, как НАСА и другие космические организации начинают планировать долгосрочные миссии на Луну и Марс, комфорт становится все более важным для обеспечения психологического благополучия бесстрашных астронавтов. Если они собираются проводить годы вдали от своей родной планеты, борясь за выживание в самой враждебной окружающей среде, понятно, что они могут захотеть расслабиться.
«У нас, французов, особое отношение к еде и алкоголю, и я действительно считаю, что это имеет решающее значение для социализации и того, как мы общаемся как люди», — считает Гуаме. «В космосе вино и алкоголь в целом могут воссоздать те связи, которые существуют здесь, на Земле».
Есть только одна проблема. НАСА и другие космические организации уже давно запретили употребление алкоголя в космосе. Но не потому что опасаются, что астронавты внезапно превратятся в хулиганов, если позволить им принести в космос упаковку из шести банок пива. Официальная линия гласит, что алкоголь запрещен на орбите, потому что его основной ингредиент, этанол, является летучим соединением, которое может нанести ущерб аппаратному обеспечению космического корабля.
На МКС запрещены не только открытые емкости со спиртными напитками, но и другие продукты с высоким содержанием этанола, такие, как дезинфицирующие средства для рук и медицинский спирт.
Но Крис Карберри, генеральный директор Explore Mars и автор новой книги «Алкоголь в космосе», не уверен, что запрет можно полностью отнести только на счет соображений безопасности.
«Я думаю, что НАСА в значительной степени опасается, что общественность сочтет это пустой тратой долларов налогоплательщиков», — подозревает он. «Есть большая часть общества, которая просто по своей сути против алкоголя».
НАСА не всегда было столь консервативным
На заре программы пилотируемых космических полетов астронавты часто подшучивали друг над другом, пряча небольшое количество выпивки на космическом корабле перед запуском. Когда Уолли Ширра полетел на орбиту в 1962 году в качестве одного из первых семи астронавтов, выбранных для программы НАСА «Меркурий», он обнаружил, что кто-то спрятал в капсуле перед запуском пачку сигарет и небольшую бутылку виски. ( Ширра подождал, пока он благополучно вернется на Землю, чтобы побаловать ими себя).
А во время полета «Аполлона 8» вокруг Луны астронавт Дик Слейтон припрятал несколько маленьких бутылочек бренди в набор для праздничной еды астронавтов. Все это было весело, но Фрэнк Борман, командир «Аполлона-8», не понял юмора.
«Я совсем не думал, что это было смешно», — рассказал он позже. «Если бы мы выпили одну каплю этого проклятого бренди, и эта штука взорвалась бы по дороге домой, они бы винили в этом бренди».
НАСА официально не отправляло космические корабли в орбитальные круизы с выпивкой до 1972 года. Агентство готовилось к запуску своей первой миссии на Skylab, небольшую космическую станцию, которая задумывалась как «дом вдали от дома» для астронавтов. В процессе планирования питания астронавтов ученому-кулинару НАСА Чарльзу Бурленду было поручено выбрать вино для праздничного ужина. В конце концов Бурланд остановился на Шерри, который, по его мнению, должен был сохранить хороший вкус после ужасной тряски во время запуска.
Однако когда новости о вине начали циркулировать в прессе, официальные лица НАСА почувствовали назревающий пиар-кризис и исключили его из меню. Официальная причина заключалась в том, что «напиток не был необходим для питания или обеспечения сбалансированной диеты … приведет к ненужным расходам … и вызовет негативную критику в адрес программы Skylab».
С тех пор употребление алкоголя в космосе запрещено.
Но правила созданы, чтобы их нарушать. По сравнению с НАСА, алкоголь всегда занимал видное место в космической программе России — хотя технически он запрещен и для космонавтов. Вопреки распространенному мнению, космонавты предпочитают коньяк, а не водку, и многие из лучших российских исследователей космоса приложили немало усилий, чтобы принести с собой немного янтарного напитка для своего путешествия в космос.
Они контрабандой проносили бутылки с коньяком в книгах, наполняли пластиковые контейнеры для еды алкоголем и ошибочно называли их соком и даже сели на строгие диеты перед запуском, чтобы они могли провозить бутылки в своих скафандрах и при этом соблюдать требования по весу.
Россия знала об этой привычке в течение многих лет и в основном закрывала на нее глаза.
Это не значит, что космонавты в космосе совсем расхлестались. По большей части, космонавты пьют немного коньяка во время светских мероприятий с другими членами экипажа или перед сном в качестве альтернативы снотворному, которым пользуются американские астронавты.
В своей книге Карберри цитирует российского чиновника из Минздрава, который одобрительно отзывался о практике, говоря, что «на орбите у людей очень тяжелое эмоциональное состояние. Если перед сном ребята выпивают 5-7 граммов коньяка, то я это поддерживаю».
Космонавты и астронавты десятилетиями работали бок о бок в космосе, сначала на российской космической станции «Мир», а сегодня на МКС. И хотя космонавты известны бутлегерством, астронавты НАСА не отказываются от его употребления.
«НАСА скажет вам, что на борту МКС нет алкоголя», — рассказал Карберри астронавт НАСА Клейтон Андерсон. «Как человек, который прожил там пять месяцев, я скажу вам, что это не так».
Понятно, почему НАСА может не хотеть, чтобы его астронавты пили на работе, даже если это всего единичный случай. Они работают круглосуточно и без выходных, и им необходимо сохранять ясную голову, чтобы справляться со строгими требованиями жизни и работы в космосе. Пьяный космонавт может стать катастрофой, если что-то пойдет не так. Ключ к успеху — умеренность: алкоголь разрешен во многих других случаях высокого стресса и относительно опасных сферах работы, если с ним правильно обращаться.
Как указывает Карберри в своей книге, французским морякам, дислоцированным на авианосцах, разрешается один напиток в день в баре корабля, а экипажам, зимующим на Южном полюсе для изучения воздействия долгосрочной изоляции на космические экипажи, также разрешается пить вместе с ними, но только при приеме пищи и не более одного раза в неделю.
«Они вообще не запрещают алкоголь, и я думаю, что это правильный подход», — пишет Карберри. «Кажется вполне разумным создать систему, которая просто запрещает кому-либо пить больше одного напитка в день».
К тому же, как отмечает Карберри, времена меняются. Частные компании, такие как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic, сейчас занимаются запуском людей в космос. Многие из этих пассажиров будут частными клиентами, на которых не распространяется запрет НАСА на алкоголь, и, скорее всего, они захотят отпраздновать свое приключение тостом в космосе. Но это указывает на еще более фундаментальную проблему — пить довольно тяжело без силы тяжести. В космосе жидкости сжимаются и плавают, что может быть проблемой без правильного оборудования.
Илон Маск празднует запуск миссии Demo-2 на Международную космическую станцию из Космического центра Кеннеди НАСА 30 мая 2020 года
Обычно космонавты используют пакеты и соломинки для употребления безалкогольных напитков в космосе. Нет никаких причин, по которым это не сработает с вином и ликером, но потягивание Шардоне из тюбика, вероятно, наименее гламурный способ сделать это. Другое дело пиво. В условиях низкой плотности газировка отделяется от напитка и при открытии образуется пузырящаяся масса.
Просто спросите Pepsi, которая потратила 14 миллионов долларов на разработку банки для космоса, а астронавты сообщили, что газировка ужасна на вкус.
К счастью, нет недостатка в творческих решениях для воспроизведения опыта употребления алкоголя в космосе на Земле. Например, французская компания по производству шампанского Maison Mumm в партнерстве с дизайнерской фирмой Spade создала космическую бутылку шампанского. А компания Ballentine’s, производитель шотландского виски, разработала бокал для скотча с нулевым ускорением, который использует несколько небольших каналов в стакане, чтобы подавать глоток прямо в рот астронавта.
Ни одна из систем еще не тестировалась в космосе, но Maison Mumm опробовал свою бутылку шампанского во время коротких периодов невесомости во время параболического полета с очень многообещающими результатами.
Еще один насущный вопрос о будущем алкоголя в космосе — это то, как его туда доставить. Килограмм материала, отправляемого на орбиту, по-прежнему стоит тысячи долларов и будет стоить дороже, если отправить его на другую планету. Если будущие марсиане захотят отпраздновать праздник с алкоголем на Красной планете, им придется либо заплатить премию за его импорт, либо сварить его самостоятельно.
«Я думаю, что пиво, вероятно, станет первым алкогольным напитком, произведенным в космосе, потому что в нем меньше всего этапов процесса», — считает Карберри. «С виноградом трудно работать, а вино — сложнее приготовить».
Любой ученый на Марсе, вероятно, мог бы выяснить, как превратить сахар, воду, дрожжи и ячмень в пиво. Но вначале сырье, скорей всего, будет слишком драгоценным, чтобы его можно было тратить на подобные излишества. Карберри считает, что есть хороший шанс на то, что будущий марсианин все равно может попробовать приготовить алкоголь. Он указывает на потенциальных астронавтов, участвовавших в эксперименте «Биосфера 2» в 90-х годах, которые начали делать алкоголь из ферментированных бананов после нескольких месяцев, проведенных в замкнутом пространстве.
«Я уверен, что им всем понравился даже такой дерьмовый алкогольный напиток после столь долгого пребывания в подобной среде», — говорит Карберри.
Пока же неясно, как сравнительно высокая радиация и низкая гравитация на Луне и Марсе повлияют на вкус внеземной выпивки. Придаст ли реголит приятный оттенок терруару вина, сделанного на марсианском винограднике? Можно ли растопить лунный лед, чтобы сварить приличный IPA? Слишком рано говорить, но новаторские эксперименты с внеземным этанолом, которые проводятся сегодня на МКС, — первые шаги к открытию.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»