Несмотря на то, что президент Владимир Путин превратил Россию в агрессивное полицейское государство, грамотное управление экономикой спасло страну от коллапса, считает МВФ.
Согласно новой оценке Международного валютного фонда, некоторые недавние шаги власти, которые в самой России были восприняты неоднозначно, могут привести к продолжению роста экономики. Однако, несмотря на все эти хорошие новости, у Путина есть проблема: улучшения потребуют нарушения хрупкого политического баланса, который обеспечивает его власть, пишет Bloomberg.
С 2014 по 2018 год российская экономика росла в среднем на 0,5% в год; тем не менее, согласно расчетам МВФ, ставка могла бы быть примерно на 1,1 процентного пункта выше, если бы не три фактора: санкции Запада из-за аннексии Крыма, падение цен на нефть, а также фискальные и макроэкономические потери возникшие из-за них.
Санкции «съели» 0,2 процентных пункта этой разницы, падение цены на нефть еще на 0,6%. Хотя неудачное сочетание факторов привело к тому, что Россия отстала от других крупных государств с развивающимся рынком и посткоммунистических членов ЕС, эффект от потрясений не был разрушительным.
Во многом это связано с эффективными действиями экономического блока правительства, который сдерживал бюджетные расходы, снижал инфляцию, увеличивал международные резервы и сокращал госдолг. Теперь перед ним стоит еще более сложная задача — ускорение роста — и то, как это реализуется, выглядит для МВФ вполне разумным, несмотря на резкую критику со стороны оппозиции.
Основная стратегия развернута вокруг 13 так называемых национальных проектов, которые увеличивают расходы на инфраструктуру, здравоохранение и образование примерно на 1,1% от объема производства в год с 2019 по 2024 год. Для их финансирования российское правительство подняло налог на добавленную стоимость и объявило о крайне непопулярной пенсионной реформе, которая постепенно увеличивает пенсионный возраст на пять лет – до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Правительство не смогло заставить большинство россиян поверить в национальные проекты, а повышение налогов и повышение пенсий не были оценены: популярность Путина резко упала, и большинство россиян теперь не одобряют работу кабинета правительства.
Верный своей репутации ненавистника социальных расходов, МВФ называет пенсионную реформу «долгожданной», а условия досрочного выхода на пенсию, предложенные Путиным в качестве подсластителя, по его мнению слишком щедры. Там также отмечают, что повышение НДС оказало меньшее влияние на инфляцию, чем ожидалось, и что России необходимо больше тратить на инфраструктуру, чтобы преодолеть существенный разрыв с другими государствами, особенно когда речь идет о качестве дорог и транспорте.
По подсчетам фонда, сочетание всех факторов должно привести к ускорению темпов экономического роста к 2024 году до 1,6–2%, по сравнению с ожидаемыми в этом году 1,2%. Другими словами, новые шаги могут в значительной степени компенсировать эффект от шоков 2014 года (если, конечно, нацпроекты будут должным образом исполняться, а пенсионная реформа приведет к ожидаемому увеличению рабочей силы). Тем не менее, все это не выглядит слишком амбициозным — темпы роста в 2% не помогут России догнать своих конкурентов.
Проблема, однако, заключается в том, что почти все, из того что МВФ предлагает для достижения быстрого темпа роста экономики, политически невыполнимо: эти предложения либо приведут к еще большему социальному недовольству, которого Путин хочет избежать, либо подорвут различные опоры режима.
Например, МВФ указывает, что российские работодатели обязаны выплачивать 30% заработной платы своих работников в качестве взносов в различные социальные фонды. Фонд предлагает правительству снизить это бремя для стимулирования бизнеса, одновременно возмещая финансовые потери за счет увеличения доходов от НДС. Но россияне зачастую не знают о взносах, который делают за них работодатели, однако сразу заметят повышение НДС, которое напрямую влияет на цены.
По тем же причинам российское правительство проигнорирует рекомендацию МВФ о дальнейшем сокращении расходов, до 2% ВВП, за счет ряда социальных программ, которые «мало распространены по стране». Сделав это, Путин столкнется с недовольством в самых бедных частях России.
МВФ также предлагает реформу госзакупок и снижение роли государства в экономике. Ранее в этом году, по оценкам трех экономистов МВФ, на долю государства приходилось около трети российского экономического производства — 40% добавленной стоимости и 50% формальной занятости (хотя были и более высокие оценки).
В документе фонда отмечается, что занимаемая государством доля в экономике превышает ее относительный размер, снижая тем самым эффективность использования ресурсов и конкуренцию. Государственные закупки составляют 28,5% ВВП – и это самый большой источник коррупции.
Реформы могут постепенно снизить участие государства, однако, именно они подорвали бы самые важные основы режима Путина. Сотрудники различных ветвей власти и государственных компаний – самая надежная база поддержки российского президента. Его друзья — миллиардеры, разбогатевшие на государственных закупках, которые из-за санкций становятся единственным источником их дальнейшего процветания. И Путину приходится думать о счастье своих друзей, если он хочет избежать удара в спину.
Учитывая политические ограничения режима, трудно понять, как Россия может обезвредить экономические бомбы замедленного действия — такие, как падение частных инвестиций, хронический отток капитала и пугающая структура долга домохозяйств (домашние хозяйства, выплачивающие 50% своего дохода на обслуживание потребительских кредитов, составляют 37% от общей суммы долга россиян).
Одним из способов было бы потратить часть национальных резервов, чтобы заткнуть дыры, но Путин не пойдет на это из-за непредсказуемой международной обстановки. По крайней мере, пока.
Недопущение серьезных политических ошибок имеет свои пределы в качестве экономической стратегии. России нужно набраться смелости, чтобы выбрать, кому нанести вред — обычным россиянам, чье терпение уже истощается, или группам поддержки ключевых интересов режима. На данный момент, Путин предпочел бы сидеть сложа руки, чем рисковать.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»