Проект включает в себя восьмилетнюю задержку, автоматические двери без электричества, слишком короткие эскалаторы. И это лишь часть довольно неприятной для Германии истории.
Новый аэропорт Берлина наконец-то примет пассажиров после восьмилетней задержки, открыв свои двери в тот момент, когда коронавирус подорвал спрос на поездки, пишет Bloomberg.
Полы из известняка отполированы до блеска, билетные кассы отшлифованы, а магазины забиты товарами — так аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта, известный под кодом аэропорта BER, готовился к своему первому рейсу в субботу.
Аэропорт Берлин-Бранденбург наконец-то распахнул свои двери в эти выходные. Фотограф: Кристиан Бочи / Bloomberg
Стойки регистрации в Терминале 1 аэропорта Берлин-Бранденбург. Фотограф: Кристиан Бочи / Bloomberg
Но это сооружение будет всего лишь чахлой версией первоначального плана. Второй терминал пока не откроется, поскольку не нужен в разгар кризиса.
«Никто сейчас не станет строить новый аэропорт», — считает Корд Шелленберг, авиационный аналитик из Гамбурга. «Но, может быть, это хорошая возможность для аэропорта — он начинает плавно открываться, давая властям время, чтобы убедиться, что все идет гладко».
История аэропорта — позорная глава в повествовании о безупречной репутации Германии в области пунктуальности и инженерного мастерства. Строительство началось в 2006 году, а запланированный запуск в июне 2012 года был отменен всего за несколько недель до начала его работы — когда казалось, что все было полностью готово, а билеты уже начали продаваться.
Первоначально власти заявили, что перенос сроков связан с вопросами пожарной безопасности и заверили, что неполадки будут устранены в течение нескольких месяцев. Но постепенно обнаружились более глубокие ошибки в планировании, и в последующие годы открытие откладывалось несколько раз.
Среди дефектов — автоматические двери без электричества, слишком короткие эскалаторы и настолько сложная, но неэффективная система дымоудаления, что ее окрестили «Монстром».
Стоимость проекта утроилась и составила более 6 миллиардов евро (7 миллиардов долларов), а это фиаско способствовало уходу с поста мэра Берлина Клауса Воверайта — яркого политика, придумавшего описание немецкой столицы как «бедной, но сексуальной».
Самолет EasyJet в аэропорту Берлин-Бранденбург. Фотограф: Кристиан Бочи / Bloomberg
Отмена открытия сильно навредила расположенным поблизости магазинам, ресторанам и отелям, а также нанесла удар по авиакомпаниям, включая Deutsche Lufthansa AG и Air Berlin, которые обанкротились пять лет спустя. Тем временем Турция и Китай построили два гораздо более крупных аэропорта в Стамбуле и Пекине в намного более короткие сроки.
Помимо того, что прилетающие в Берлин приземлялись на стареющих объектах времен холодной войны, долгая задержка создавала и другие проблемы. Чтобы поддерживать циркуляцию воздуха и ограничивать рост плесени, через заброшенную станцию с застекленным терминалом проходили пустые поезда.
Даже в условиях пандемии Берлину отчаянно нужен современный аэропорт, который отражал бы статус города, как оживленного центра технологических стартапов и столицы крупнейшей экономики Европы. Кроме того, в 2014 году Берлин обогнал Рим и стал третьим по посещаемости городом Европы, что увеличило количество запросов на строительство нового объекта.
Аэропорт Тегель 1970-х годов на Западе, любимый многими берлинцами из-за его центрального расположения и главного терминала в форме шестиугольника, закроется. Аэропорт Шёнефельд, мрачный бывший коммунистический объект, расположенный рядом с BER, выживет как импровизированный Терминал 5.
Несмотря на то, что Берлин является крупнейшим городом Германии, он вторичен на авиационном рынке. Большинство международных рейсов осуществляется через объекты во Франкфурте, Мюнхене и других европейских хабах. Эта ситуация вряд ли изменится, даже если власти обновят планы BER по размещению супер-самолетов, включая Airbus A380.
Обеденные столы с пластиковым покрытием в обеденном зале первого терминала перед открытием. Фотограф: Кристиан Бочи / Bloomberg
Станция метро позволяет путешественникам добраться до центра города менее чем за 30 минут. Фотограф: Шон Гэллап / Getty Images Europe
В течение последних месяцев аэропорт получил все необходимые разрешения и провел комплексные учения по эвакуации и пожаротушению, в том числе имитирующие горящий поезд. Около 10 000 человек, вооруженных макетами посадочных талонов, в течение нескольких недель до 15 октября проводили испытания, готовя персонал ко всему — от потери багажа до аварий на взлетной полосе и террористических атак.
Аэропорт, расположенный примерно в 25 километрах к юго-востоку от Бранденбургских ворот, рассчитан на пассажирский поток около 40 миллионов пассажиров в год, что близко к докризисному уровню. В его просторном главном зале есть 118 стоек регистрации, десятки магазинов и ресторанов. Станция метро позволяет путешественникам добраться до центра города менее чем за 30 минут.
В субботу самолеты Lufthansa и Easyjet Plc уже начали летать из-за аэропорта и будут регулярно вылетать с 1 ноября.
Помимо стильного интерьера и улучшенного шоппинга, долгожданное открытие приносит реальную пользу. Осуществляется проект по интеграции терминала Тегеля в технологический центр и строительству на его огромном аэродроме домов для 10 000 человек, что позволит облегчить жилищную проблему, от которой город страдает в последние годы.
Руководитель проекта Энгельберт Лютке Далдруп. Фотограф: Кристиан Бочи / Bloomberg
Энгельберт Лютке Далдруп, менеджер проекта аэропорта с 2017 года, который усердно работал над устранением дефектов в аэропорту, сказал, что сохраняет оптимизм даже перед лицом пандемии.
«Этот аэропорт — сигнал к новому пробуждению», — заявил на этой неделе Лютке Далдруп репортерам на объекте. «Мы наконец-то можем открыть современную, просторную и безопасную инфраструктуру, которая соответствует столице в самом сердце Европы».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»