Сын Кириенко познает «Дзен» — «Яндекс» продает свои медиа-активы в пользу VK

Сын Кириенко познает «Дзен» — «Яндекс» продает свои медиа-активы в пользу VK

Сын Кириенко познает «Дзен» — «Яндекс» продает свои медиа-активы в пользу VKVK и «Яндекс» сумели договориться о сделке, но сумма и условия пока не раскрываются.

Как стало известно РБК, агрегатор новостей «Яндекс.Новости» и платформу для блогеров «Яндекс.Дзен» все-таки решено продать в пользу VK, но несмотря на подписание документов, сделка пока не закрыта: «Для ее завершения сторонам будет необходимо согласовать ее в корпоративных и регулирующих органах, включая Федеральную антимонопольную службу».

По словам источника издания, основным стал вопрос о сохранении «Дзена» и «Новостей» на главной странице поисковика — в итоге компании пришли к решению о некоем переходном периоде, в течении которого плашки проектов все еще будут доступны на основной странице «Яндекса».

Есть мнение, что «Яндекс» уже в течении нескольких лет вынашивал планы по продаже обоих сервисов и теперь сосредоточится на развитии поиска, технологий и городских сервисов. Особенно в компании горели желанием избавиться от «Яндекс.Новостей», так как именно они несут большие политические и экономические риски. Еще в 2019 году в Госдуме вызвала критику механизм формирования главных новостей: после того как в топе сервиса оказалось сообщение о предложении депутатов запретить эксплуатацию старых автомобилей. Тогда парламентарии предположили, что поисковики «специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией».

Не удивительно, что подобное давление на компанию сильно усилилось в связи с разгоревшимся конфликтом на Украине. В самом же «Яндексе» неоднократно заявляли, что за формирование главных новостей отвечают алгоритмы, а не сотрудники. С учетом того, что отец нового гендиректора VK Владимира Кириенко — первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко, курирующий внутреннюю политику, можно предположить, что с закрытием сделки оба медиа-актива полностью попадут под влияние Кремля.

Как завил глава отделения «Яндекс.Дзен» Антон Фролов на встрече с сотрудниками, основная задача компании на данный момент состоит в том, чтобы «не отсвечивать», а с таким огромным трафиком, какой идет через сервисы «Новостей» и «Дзена» сделать это почти невозможно. А после начала спецоперации в стране резко поменялись правила и условия для ведения бизнеса — и именно поэтому в компании решили избавиться от двух сервисов.

Еще одной причиной продажи мог стать риск попадания «Яндекса» под санкции. Еще в середине марта Евросоюз включил в санкционный список Тиграна Худавердяна, на тот момент управляющего директора группы «Яндекс». В вину ему вменялась присутствие на встрече с президентом России Владимиром Путиным 24 февраля. Кроме того, бывший глава отдела новостей компании Лев Гершензон обвинил «Яндекс» в том, что он является «ключевым элементом в сокрытии информации» о конфликте на Украине от россиян.

Сам «Яндекс» объяснял причины продажи желанием развивать другие продукты, в том числе поисковую систему, платформу для размещения рекламы, облачные сервисы, технологии беспилотного вождения.

Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что сумма сделки может составить около 4-5 млрд рублей, но VK придется еще неплохо потратиться поддерживать трафик, поскольку своего эквивалента главной страницы «Яндекса» у VK нет. Основной же интерес группа проявляет к алгоритмам распространения контента в «Дзене». В компании намерены объединить их со своей рекомендательной системой «Пульс», запущенной в 2019 году. На данный момент платформа с более чем 5 тысячами авторов и издателей, а с 9 февраля блогеры и издатели могут публиковать и монетизировать в «Пульсе» тексты и видео.

Напомним, что сервис «Яндекс.Новости» был создан в 2000 году и на данный момент, по данным компании, им ежедневно пользуются более 10 млн человек. «Яндекс.Дзен» же начал свою работу относительно недавно в 2017 году, но успел собрать огромную аудиторию – сервис ежедневно посещают больше 22 миллионов человек. Вообще «Дзен» ближе к социальной сети, на этой издательской платформе можно размещать публикации и зарабатывать на рекламе.

Бывший первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко возглавил VK всего несколько месяцев назад, в декабре 2021 года, сменив на этом посту проработавшего там 5 лет Бориса Добродеева. Как было объявлено, Кириенко будет заниматься внедрением в компании современных технологий и развитием электронной коммерции.

Нынешний директор VK — выпускник Высшей школы экономики по специальности «Экономика и финансы фирмы». В 2008-2011 годах Кириенко-младший занимал пост главы совета директоров Нижегородпромстройбанка, затем совет директоров компании «Капитал». Работу в «Ростелекоме» он начал в 2016 году с должности старшего вице-президента по развитию и управлению бизнесом, отвечал за развитие сети дата-центров и запуск мультимедийной платформы Wink.