В связи с пандемией выросло число списанных кораблей.
Корабль Carnival Fantasy был известен своим диковинным декором, весельем на всю ночь и размером – в те времена 2000 пассажиров казались чем-то невероятным. Атмосфера «Веселого корабля», которую он представил в 1990 году, олицетворяли пиано-бар в египетском стиле, украшенный фальшивым саркофагом, и блестящий атриум со стеклянной крышкой, бывший центром социальной жизни.
Сегодня Carnival Fantasy привлекает совсем иную публику. В июле 30-летний корабль отправился в Эгейское море, завершив свой последний рейс в турецкой Алиага — столице разборки судов.
Теперь он покоится на верфи для разборки, где старые грузовые корабли, танкеры, исследовательские суда, а теперь и круизные лайнеры, вышедшие на пенсию во время пандемии Covid-19, разбираются и раздираются на части. В этом случае они не будут распилены пополам, чтобы быть реконструированными и вновь собранными.
Вместо этого вокруг частично разобранных внутренностей Fantasy вертятся покупатели из самых разных отраслей, которые ищут самые выгодные предложения на все — от произведений искусства и кухонной посуды до электрических проводов и раковин из нержавеющей стали.
Для круизной компании это возможность окупить хотя бы некоторую стоимость актива, который в настоящее время является мертвым грузом. Хотя его стоимость с годами снизилась, Fantasy был первоначально построен примерно за 225 миллионов долларов. Для перерабатывающих компаний, которые покупают судно за наличные и берут на себя опасную задачу по вывозу ценных вещей, это месячная перепродажа.
Carnival Fantasy, пришвартованный в Нассау, Багамы, в первые годы своего существования. Фотограф: Стивен Д. Старр / Corbis Historical.
Сокращение потерь
Трудно оценить, сколько именно денег приносит переработка круизных лайнеров. Компании не сразу раскрывают ценники проданных судов, а стоимость при перепродаже самого востребованного товара — стального лома — колеблется на рынках ежедневно.
Но бизнес процветает.
Рядом с Carnival Fantasy в Алиаге находятся два корабля класса Fantasy, построенные в конце 1990-х годов. Два бывших судна Royal Caribbean, списанных испанской партнерской линией Royal, Pullmantur Cruceros. У всех кораблей были большие фан-базы, даже когда они постарели. Например, Fantasy и ее сестры начали 2020 год с кучей пассажиров, развлекавшихся на Карибах, Багамах и мексиканской Ривьере.
Пять роскошных круизных лайнеров разбираются на металлолом в порту утилизации судов Алиага в октябре 2020 года. Фотограф: Крис МакГрат / Getty Images Europe
Интерьер списанного Carnival Fantasy в Алиаге Источник: CruiseRadio
Однако корабли все равно покинули бы флот в ближайшие годы, даже если бы рынок был здоров. Пандемия ускорила процесс: владельцы простаивающих судов теряли деньги и старались сократить свои убытки.
В своей документации за третий квартал Carnival Corp. заявила, что планирует продать 18 «не столь эффективных» судов в 2020 году, что приведет к сокращению ее флота, состоящего из девяти брендов, на 12%.
«Эти корабли сильно нас истощали», — рассказал Bloomberg Арнольд Дональд, главный исполнительный директор Carnival во время недавнего вебинара с Обществом американских писателей-путешественников.
Уходит, уходит, все — ушёл
Основным активом судов является сталь, из которой они изготовлены. Так, корпус Carnival Fantasy содержит 15 000 тонн стали, металлолом можно продать по цене более 4,7 млн долларов, исходя из текущих мировых рыночных цен, хотя другие факторы также играют роль, например, местные цены и спрос.
Наряду с риском колебаний рыночных цен, покупатель также не знает, сколько точно металла можно утилизировать. Суда до 1990-х годов, как правило, имели больше стали в корпусах и подводной обшивке; те, что были построены в 90-х годах и позже, могут содержать более легкие и прочные сплавы.
В любом случае стальные и металлические отходы будут отправлены на плавильные заводы, изготавливающие строительную арматуру. Сталь с некоторых других демонтированных судов может поступить в автомобильную промышленность Турции, где она будет использоваться для изготовления деталей Toyota или Ford.
В Турции Fantasy уже ждет разборка. Источник: Carnival Cruise Line
Переработчик судов использует плавильную печь на верфи в Турции. Фотограф: Anadolu Agency / Anadolu
Алюминий, медь и нержавеющая сталь также утилизируются и перепродаются вместе с другими ценными вещами, которые, в основном, остаются в Турции. Сделанная из тикового дерева палуба Fantasy могут оказаться в местных магазинах, ресторанах и домах. Театральные декорации и освещение могут найти применение в постановках шоу. Даже самые безвкусные произведения искусства имеют определенную ценность и могут оказаться в ресторанах по всей стране.
Покупатели приходят за всем, вплоть до болтов и гаек. Даже если использованный унитаз продается лишь за небольшую часть цены, умножьте эту сумму на несколько тысяч (учитывая количество кают и общественных мест на каждом корабле), и сможете получить значительную сумму.
По словам Орбая Симсека, вице-президента Simsekler Ship Recycling Co. из Алиаги, существуют рынки для кухонной посуды, шкафов и одеял. По сути, все, что можно продать, будет продаваться. Все должно уйти — даже фальшивый саркофаг.
Экологичная разборка судов
Разборка судов — спорная тема из-за опасений, связанных как с человеческими, так и с экологическими рисками. По словам Воутера Розенвельда, директора Sea2Cradle, эксперта по переработке экологически чистых кораблей, нанятого Carnival для надзора за безопасным демонтажом судов, это одна из самых опасных профессий в мире. По его словам, на разборку каждого судна Carnival может уйти до девяти месяцев, а работа с паяльной лампой сопряжена с постоянной пожароопасностью.
Степень опасности усиливается из-за того, что подлежащие вторичной переработке компоненты, такие как мебель, кабели, трубопроводы и оборудование внутри каждой палубы, должны быть тщательно разобраны и отделены, говорит Эхуд Бар-Лев, который курирует услуги оценки от морского специалиста Lloyd’s Register.
Утилизация круизного лайнера в Алиаге. Фотограф: Крис МакГрат / Getty Images Europe.
Переработка судов продолжается. Фотограф: Мехмет Эмин Менгуарслан / Anadolu Agency / Getty Images
Дополнительные этапы разборки также увеличивают вероятность разлива опасных отходов, которые содержат все — от масляных остатков до шлама, асбеста и хладагента.
Чтобы предотвратить инциденты, турецкая верфь по разборке судов проводит работу в забетонированной зоне ожидания; аналогичные объекты в Индии и Бангладеш могут проводить этот процесс просто на открытых пляжах. Вместо того, чтобы допустить выброс токсичных химикатов в воду, турецкая верфь собирает материалы, вносит их в каталог Sea2Cradle, а затем передает их государственной ассоциации по переработке судов Турции для надлежащей утилизации.
Компания Carnival Corp. увидела в этих мерах предосторожности маркетинговую возможность и сделала весьма необычный шаг, назвав свои усилия «ответственной переработкой». Но самой удачливой оказалась судоразделочная верфь, а не Carnival: никогда ранее она не принимала в своей гавани пять мегакруизных лайнеров.
В ближайшие месяцы списанных кораблей может прибавиться.
«Чем дольше будет бушевать пандемия в мире, тем больше круизных лайнеров окажется на свалках», — считает МанВо Энг, профессор морского менеджмента в Университете Старого Доминиона в Вирджинии. «Даже если вакцина станет доступной, многие ли захотят опять поплавать на круизном лайнере?»
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»