Страны всего мира надеются компенсировать некоторые свои туристические потери, соблазняя людей внутренним туризмом.
Когда пандемия помешала планам Саудовской Аравии стать мировым туристическим центром, местные чиновники стали искать в этом светлую сторону.
Этим летом на пляжах королевства не загорают иностранные отдыхающие. Но есть новый рынок, за которым нужно ухаживать: это жители Саудовской Аравии. Наряду с другими странами, пытающимися компенсировать свои туристические потери за счет внутренних поездок, правительство стало разжигать патриотические настроения призывами к «саудовскому лету».
«Степень ограничений, которые испытывают люди, их подавленность – это шанс», — заявил Фахд Хамидаддин, исполнительный директор Управления по туризму Саудовской Аравии во время видеоконференции, посвященной летней стратегии.
Турист в горах Асир, Саудовская Аравия
Новый коронавирус уничтожил туризм, фактически ликвидировав десятую часть мирового экономического производства. Число прибывающих международных туристов в апреле сократилось на 97%. Всемирный совет путешествий и туризма прогнозирует сокращение около 100 миллионов рабочих мест – и это в лучшем случае – из-за закрытия границ, опасений по поводу здоровья, обанкротившихся отелей и авиакомпаний, сокращения доходов самих путешественников.
Но не все популярные туристические места пострадают в равной степени. Некоторые крупные страны, такие как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Германия, надеются, что они смогут сократить потери за счет денег, которые обычно уходят за границу.
«У некоторых стран есть явная возможность смягчить удар от утраченного входящего спроса, поощряя жителей отдыхать дома», — рассказал Bloomberg Дэвид Гуджер, управляющий директор по экономике стран Ближнего и Среднего Востока, подразделения Oxford Economics. «Страны с большими рынками выездных путешествий, в которых обычно наблюдается дефицит туризма, лучше всех смогут извлечь выгоду из этой тенденции», — отметил он.
Пристань в приморском курорте Бинц, на острове Рюген в Германии
Возьмите Россию, граждане которой каждый год тратят за границей на 20 миллиардов долларов больше, чем страна зарабатывает на внутреннем туризме. По словам представителей «Дельфина», одного из крупнейших туроператоров, в Краснодарском крае, бронирование отелей переполнено.
«Июнь был почти полной катастрофой, но июль оказался даже лучше, чем в прошлом году», — сказал глава компании Сергей Ромашкин.
Московский офисный работник Анастасия Кулагина планировала провести свой летний отпуск в Тоскане, потратив около 6000 долларов за трехнедельное пребывание. Вместо этого 36-летняя женщина рассматривает Ялту в Крыму.
Несмотря на нехватку пресной воды и тот факт, что инфраструктура гостеприимства черноморского города в значительной степени относится к советской эпохе, Кулагина была разочарована, обнаружив, что крымские цены сейчас примерно такие же, как в Тоскане. Но у нее мало других вариантов.
Канатная дорога в Ялте, Крым
В Австралии закрытые границы позволяют некоторым региональным операторам использовать богатый и ранее недостижимый рынок.
«Это было просто невероятно», — рассказал Стив Хинкс, который руководит зоопарком Таронга на Западной равнине в Даббо, в пяти часах езды от Сиднея. Он говорит, что зоопарк, который обеспечивает роскошный отдых среди животных со всего мира, никогда не получал так много запросов в столь короткий промежуток времени.
«Если мы воспользуемся этой возможностью и получим положительный отклик посетителей, у нас будет шанс снова увидеть их в будущем», — сказал он.
Тем не менее, в большей части мира внутренние туристы, возможно, не смогут компенсировать потерю доходов. Особенно заметно это будет в небогатых странах, зависящих от притока валюты. Пострадают такие страны, как Мальдивы, где туризм составляет более половины внутреннего валового продукта, или островные государства на Карибах, где пляжи также опустели.
Пляж в Маафуши, Мальдивы
В Турции восстановление отрасли может занять до трех лет, считает Эмре Нарин, исполнительный директор Marti Hotels & Marinas, фирмы зарегистрированной на Стамбульской фондовой бирже и управляющей шестью отелями и пристанью для яхт.
Около 8 миллионов турок путешествовали по стране в прошлом году, что не много по сравнению с 50 миллионами иностранных туристов, которых страна ожидала увидеть в этом. «Внутренний туризм не может заменить такой рынок», — говорит Нарин.
В то же время такие направления, как Япония, Китай и Мексика, будут более устойчивыми к кризису. Среди стран, которые получили новую «внутреннюю возможность», список возглавили США.
Но в целом COVID-19 означает, что глобальные расходы на туризм — как внутренний, так и международный — будут значительно ниже в 2020 году. Гуджер не ожидает, что они восстановятся до уровня 2019 года раньше 2023 года. Поскольку выплаты господдержки, позволяющие сохранить рабочие места, подходят к концу, мир может увидеть дальнейшие всплески сокращений в туротрасли.
ГлорияГевара Манзо, президент Всемирного совета путешествий и туризма, сказала, что не видит победителей. «Реальность такова, что вы не тратите столько же, путешествуя в своей стране, сколько вы делаете это за границей», — подчеркивает она.
Для Тони Лукаса, управляющего киоском перед базиликой Сакре-Кер в Париже, «это катастрофа». До пандемии он мог зарабатывать 1000 евро в день, теперь же это «едва» 50, говорит он.
Очередь посетителей, чтобы войти во вновь открытый Лувр в Париже
Аналогичным образом, в Саудовской Аравии поездки внутри страны не компенсируют приостановку религиозного туризма в исламские святыни Мекку и Медину. Тем не менее, чиновники полны оптимизма по поводу возможности убедить саудовцев в том, что в их собственной стране есть своя красота – для многих это довольно новая концепция. В одной местной шутке иностранец прибывает в Эр-Рияд и спрашивает у таксиста его любимое местное место, на что водитель отвечает: «Аэропорт».
Но светский туризм настолько неразвит, что терять особо нечего. Хамидаддин отмечает, что ему для счастья будет достаточно привлечь всего 5% саудовских туристов, которые обычно выезжают за границу.
Среди таких саудовцев — 34-летний Фейсал Альмшари, который обычно проводил лето, путешествуя по Европе. В этом году он смотрит на туманные горы на юге Саудовской Аравии. И не просто ради удовольствия – он надеется заработать на этом немного денег.
«Я был очень удивлен», — говорит Альмшари, описывая поиски маршрутов для летних походов, чтобы расширить свой молодой туристический бизнес. «Оказывается, нам не обязательно ехать за границу, чтобы отдохнуть».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»