В стенах самой охраняемой тюрьмы в США вилка является смертоносным оружием, а в такой же тюрьме Норвегии вилка – это просто вилка. Различия не только в столовых приборах. Практически все подходы, которые США и Норвегия применяют к уголовному правосудию, диаметрально противоположны.
В то время как США используют изоляцию для наказания правонарушителей, Норвегия предпочитает реабилитировать своих заключенных, чтобы они могли вернуться во внешний мир – там нет пожизненного заключения.
Никакие две тюрьмы не покажут большую разницу в пенитенциарной системе, чем административный центр безопасности Super-max, или ADX Florence, во Флоренции (штат Колорадо, США) и Халденская тюрьма в Халдене (Норвегия), считает Business Insider.
Не все тюрьмы США столь же строги, как и ADX, а вот Halden все же ближе к правилу в Норвегии, чем к исключению. И вот как выглядит жизнь по разные стороны этих крайностей.
Открытая в 2010 году тюрьма Халден была названа самой гуманной тюрьмой мира, несмотря на ее официальный статус «максимальной безопасности».
Приближаясь к воротам, вы могли бы подумать, что это обычная тюрьма с максимальной степенью защищенности.
Она была спроектирована компанией Erik Møller Architects, поставившей цель окружить тюрьму природой. Заключенные имеют свободный доступ к окнам и могут видеть близлежащие деревья и траву.
По американским стандартам интерьер совсем не похож на типичную тюрьму. Тут деревянные двери с ручками и окнами, а не металлические, да и света достаточно. Камеры больше похожи на спальню для студента колледжа, чем для осужденного преступника.
Такова философия тюрьмы: позволить заключенным, даже опасным, чувствовать себя людьми. И тогда они будут вести себя более цивилизованно, чем если бы их считали силами зла.
Уважение к постояльцам распространяется и на использование настоящих столовых приборов. Заключенные готовят и едят вместе. Они могут покупать свежие фрукты в тюремном магазине и брать уроки керамики.
Комната отдыха также позволяет им общаться, играть в видеоигры или смотреть DVD-диски, которые им время от времени помогают выбрать охранники.
Заключенные также имеют доступ к спортзалу с несколькими баскетбольными кортами и альпинистской стенкой.
В Халденской тюрьме заключенные получают работу, позволяющую пользоваться опасными инструментами. Эта привилегия в США доступна лишь обитателям тюрем с самым свободным режимом. Норвежские заключенные также могут повысить во время отсидки свои навыки — например, посещать студию звукозаписи, имеющуюся в тюрьме.
Для верующих в тюрьме отведено специальное пространство. Руководство позволяет местным религиозным лидерам совершать молитвы – что является необычным в учреждениях высокой безопасности.
В это же время, более чем за 7,5 тысяч километров, существует ADX Florence, тюрьма-супермакс, которая открылась в 1994 году. Она широко известна как дом для самых опасных преступников Америки.
Стандартная камера ADX Florence.
Каждая клетка находится на значительном расстоянии от соседней, для того чтобы заключенные не смогли общаться через дренажные трубы или окошки дверей (скорее, бойницы), используя язык жестов.
Люди в одиночном корпусе (SHU) не имеют контакта с другими заключенными. Они проводят в камере 23 часа в сутки.
Они спят на бетонных плитах и почти не имеют естественного света. Подобные условия содержания заработали тюрьме ADX прозвище «Алькатрас Скалистых гор».
Некоторым заключенным предоставляется возможность тренировки в подобных клетках в течение двух часов в день, пять раз в неделю, но только в том случае, если они являются частью программы Step Down. Программа переводит заключенных с хорошим поведением в менее строгие места.
Их единственный реальный контакт с людьми — встреча с друзьями или семьей, проходит за стеклом и зачастую в кандалах, и всегда — по телефону.
На начало 2017 года в тюрьме было 422 заключенных. Многие из них отбывают пожизненное заключение – они могут быть уверены, что никогда не смогут коснутся вилки, пульта телевизора или мягкой постели.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»