Business Insider: диссертации для российской элиты — обязательный признак успешности

Business Insider: диссертации для российской элиты — обязательный признак успешности

Business Insider: диссертации для российской элиты — обязательный признак успешностиОт 20 до 30 процентов всех диссертаций, защищавшихся в российских университетах после падения Советского Союза, были приобретены на черном рынке.

В конце прошлого года российские газеты опубликовали новость, ставшей бомбой в любой другой стране: председателя Госдумы РФ обличили в плагиате. Сергей Нарышкин, бывший начальник предвыборного штаба в администрации Владимира Путина и видный член партии «Единая Россия» обвиняется в получении российского аналога докторской степени при помощи диссертации, половина которой была списана из других источников.

В своей 196-страничной работе под  названием «Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития» часто встречаются выдержки из работы  либерального экономиста по имени Владислав Иноземцев. «Довольно забавно, что видный член «Единой России» решил обратиться к моей статье, — говорит Иноземцев. – Видимо, он посчитал ее качество хорошим».

Конечно, никто не верит, что Нарышкин прочитал статью Иноземцева или что он лично скопировал из нее выдержки. Скорее всего, его заподозрили в привлечении к работе неизвестного автора, написавшего научный труд. Нарышкин, вероятно, никогда даже не читал диссертацию, которая принесла ему степень, отмечает издание.

В Соединенных Штатах засветка правительственного чиновника уровня Нарышкина как плагиатора, скорее всего, закончилась бы крупным скандалом. (Представьте себе, если бы выяснилось, что Пол Райан написал экономическую статью, позаимствовав часть у либерального Пола Кругмана).

Судьба Нарышкина не столь плачевна. После публикации он дал невнятное объяснение: ««Мне сообщили, что на каком-то сайте информация появилась. Но я доверяю мнению и оценкам настоящих ученых, их экспертным оценкам». Он продолжает исполнять свои обязанности, как будто не случилось ничего из ряда вон выходящего.

Надо честно сказать, что, в принципе, ничего особенного не произошло. Наверняка Нарышкин знает, что он является всего лишь одним из более, чем тысячи высокопоставленных россиян, против кого были выдвинуты обвинения в использовании плагиата в диссертациях.

Многие из предполагаемых мошенников являются политиками. Некоторые из них являются судьями. Другие прокуроры, полицейские чиновники, и руководители университетов; один был чиновником, отвечающим за контроль российской цирковой индустрии. За последние несколько месяцев обвинения о плагиате диссертаций выдвигались против министра культуры России, губернатора Санкт-Петербурга, а также главы высшего федерального следственного органа страны. Только в прошлом месяце, копирования и вставки были обнаружены в диссертации заместителя министра финансов республики Мордовия и советника федерального правительства по вопросам правосудия, который является предполагаемым автором диссертации о сравнении правовых норм России и Запада.

Во всех этих случаях, предполагаемое мошенничество было раскрыто членами добровольной организации, которая называет себя Диссернет – именно ее сайт Нарышкин пренебрежительно назвал «каким-то».

В начале 2013 года горстка ученых и журналистов решила объединиться и взять на себя задачу выявления правительственных чиновников и членов так называемой элиты России, якобы имеющих степени, которые они получили незаконно. Используя программное обеспечение, ищущее разделы текста, которые  встречаются в ранее опубликованных работах, Диссернет имеет на сегодняшний день примерно 5600 подозреваемых плагиаторов,  примерно о 1300 из них опубликованы изобличающие отчеты.

В разоблачительной статье, размещенной на сайте в начале этого года, Диссернет сообщил, что каждый девятый депутат Государственной Думы РФ – парламентского органа, в котором председательствует Нарышкин – получили свои дипломы с использованием диссертаций, содержащих большую часть работы других людей, которые, скорее всего, были приобретены у «серых авторов».

Андрей Ростовцев, физик, ставший одним из основателей Диссернета и разработавший программное обеспечение для обнаружения плагиата, объяснил, как их группа ловит свою добычу.

— В настоящее время мы заняты врачами, — говорит он, — компьютер постоянно работает и выбирает подозрительные случаи. Согласно данным из государственной библиотеки, мы знаем, что примерно 100 000 врачей защитили диссертации в течение последних 15 лет. Программа  выбирает документы из этого цифрового банка, анализирует на предмет наложений, и если есть слишком много совпадений, она помечает его для нас. После этого наши волонтеры изучают его вручную. И этот процесс работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Диссернет – это сеть анонимных активистов, описывает ее один из лидеров группы в недавней публикации.  Он опасается, что русская наука «стала питательной средой для развития низких и позорных человеческих пороков: тщеславия, лицемерие, желание достижения профессионального успеха за счет недобросовестных методов». По оценкам Ростовцева, что по всему миру есть десятки людей, которые прикладывают свои силы на регулярной основе,  в то время как он и несколько других основных членов группы служат в качестве публичных лиц.

Неформальная структура  – а  у Диссернета нет штаб-квартиры или счета в банке, имеет важное значение для выживания. Сергей Пархоменко, известный либеральный журналист, который присоединился к Диссернету сразу после публикаций о  расследованиях, объяснил недавно, что «когда нет головы, нет и того, что можно было бы оторвать».

Тем не менее, руководители группы столкнулись со всплесками враждебности со стороны влиятельных лиц, работы которых подверглись изучению специалистов Диссернета. В начале этого года один из основателей был обвинен в уклонении от уплаты налогов, а на прошлой неделе, Пархоменко вызвал на допрос следователь МВД.

Некоторые из интеллектуальных краж Диссернет обличил, как комические по своему абсурду. Депутат Госдумы Игорь Игошин якобы получил степень по экономике, превратив чужую работу по российской шоколадной промышленности в диссертацию про мясо, заменив каждое слово «говядина» на «шоколад», «темный шоколад» на «отечественную говядину» и «белый шоколад» на «импортную говядину». Все номера, диаграммы и анализы были сохранены в их первоначальном виде.

Совсем недавно, Диссернет опубликовал статью, где доказывается, что онколог по имени Юрий Царапкин во время написания статьи о раке молочной железы заимствовал части из работы о раке желудка. В свою очередь эта диссертация, которая была представлена как исследование человеческих субъектов, как оказалось, была плагиатом из еще одного источника: исследования рака у собак и крыс.

Хотя академическое мошенничество существует во всем мире, вездесущность обмана в России не имеет аналогов, как и уровень толерантности с которым к нему относятся. Историк из MIT Лорен Грэм отмечает, даже Владимир Путин в 2006 году в расследовании  Института Брукингса был обвинен в плагиате части его Ph.D. диссертации по экономике. Это не повлияло на карьеру президента России. «Тот факт, что это не имело никакого резонанса – не говорит вам о том, что происходит? — говорит Грэм, специализирующийся на истории российской науки — Если Путину удалось выйти сухим, то это фактически стало благословением для того, чтобы другие делали так же».

Масштабы проблемы плагиата в России сложно оценить, но на основе данных, собранных Диссернетом, ненадлежащие заимствования можно найти примерно в 4% всех диссертаций, защищенных в стране. Это не включает работу «серых авторов», которая сама по себе является плагиатом.  По словам Арарата Осипян, который завершил докторскую степень по академической коррупции в Университете Вандербильта и теперь проводит исследования  по данному вопросу на Украине, от 20 до 30 процентов всех диссертаций, которые защищались  в российских университетах после падения Советского Союза, были приобретены на черном рынке.

Этот рынок питается удивительно интенсивным стремлением российской элиты приобрести академический статус. По словам Пархоменко, российские чиновники, законодатели, врачи и бизнесмены считают ученые степени в рамках одного и того же «пакета успеха» как дорогие украшения, модные автомобили и гигантские дома.

Андрей Заякин, другой соучредитель Диссернета, резюмировал это следующим образом: «У российского Дональда Трампа, конечно же была бы диссертация, а скорее всего две или три». Целью Диссернета не является дискредитация этих людей. Его лидеры обозначили для себя целью восстановление самого понятия «репутация» в российском обществе.

— Мы хотим показать, что репутация имеет значение, что это означает что-то большее — говорит Пархоменко — Фальшивые диссертации являются лишь частью того, что мы называем репутационной катастрофой в России, когда люди, пользующиеся успехом и влиянием, не те, кто этого заслуживает, а те, кто ничего на самом деле из себя не представляет».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ». Продолжение следует