Мировой рынок бизнес-авиации упал из-за демпинга Bombardier

Мировой рынок бизнес-авиации упал из-за демпинга Bombardier

Мировой рынок бизнес-авиации упал из-за демпинга Bombardier

(AUSTRALIA & NEW ZEALAND OUT) Avalon International Airshow 2007. The Bombardier Global 5000 private jet at the Melbourne Airshow. 21 March, 2007. THE AGE NEWS Picture by EDDIE JIM. (Photo by Fairfax Media/Fairfax Media via Getty Images)

Частные самолеты, которые Джанин Яннарелли продает российским клиентам, имеют кожаные сиденья, деревянные панели, спутниковый телефон, а так же может летать без остановок из Токио в Лос-Анджелес. С сентября прошлого года цена за такой джет упала на 3 миллиона долларов и продолжает падать.

Сегодня Яннарелли может предложить 10-летний Bombardier Global 5000 за 14,5 миллионов долларов, но рекомендует клиентам еще сбросить цену, так как рынок  бизнес-джетов с большим салоном продолжает ослабление. Новый Global 5000 продается за 50,4 миллиона долларов.

— И нет никаких признаков, что случится восстановление в ближайшем будущем, — говорит Яннарелли, основатель компании Par Avion Ltd., торгующей самолетами и расположенной в Хьюстоне. – Ни один из джетов не достиг дна.

Прошли те времена, когда заключались большие сделки с крупными корпоративными клиентами – пертурбации на нефтяном рынке, укрепление доллара и спад развивающихся экономик, начиная с Бразилии и заканчивая Россией, снизили спрос. В то время как магнаты из Archer-Daniel-Мидлендс Co. пытаются продать свои самолеты, Bombardier Inc., General Dynamics Corp.’s Gulfstream и другие авиастроители сокращают выпуск и урезают прайс-лист, пытаясь справиться с избытком новых и подержанных бизнес-джетов.

Бывший приз

Спад распространился даже на Gulfstream G650s, хотя всего два года назад он был настолько желанным приобретением у богатейших людей, что они были готовы накинуть сверху 10 миллионов долларов за подержанный джет, а не ждать 4 года, пока выпустят новый. В настоящее время есть 19 G650-ых для продажи, около 11% от мирового флота находятся в эксплуатации. Один из самолетов, был произведен в 2013-ом году, впервые был размещен на продажу за 68 миллионов долларов, сейчас его цена упала до 58,8 миллиона.

графи джетов

— Видимо, это были лучшие времена в моей карьере, когда большое значение имел размер кабины, — говорит Брайан Фоли, консультант по бизнес-самолетам, проработавший 20 лет в северо-американском подразделении французской Dassault Aviation SA.

Рецессию 2008-2009 годов лучше пережили большие самолеты – достаточно просторные, чтобы позволить 20 людям свободно по нему бродить, чем мелкие джеты, способные вместить всего 5 человек и слишком маленькие, чтобы в них можно было встать.  Продажи больших самолетов подпрыгнули вслед за волной резкого развития экономик Бразилии, России и других развивающихся стран, а также за скачком цен на нефть и сырьевым бумом, кормившим возросшие объемы экспорта Китая.

Разворот Фортуны

Теперь, когда ситуация на многих развивающихся рынках неустойчивая, нефтяные компании урезают траты и цены на сырье падают, столы заказов оказались пусты. По данным AircraftPost Inc. цены на джеты с большой кабиной бизнес-класса упали на 16%. Общие продажи бизнес-джетов так же сократились на 16% до 3,53 миллиарда долларов впервые за пять лет, сообщается в докладе General Aviation Manufacturers Association

— Цены снизились? Да. Снизились ли они быстрее обычного?  Я бы сказал, что да, —  говорит Стив Версано, самолетный брокер в Лондоне, который в данный момент помогает продать три подержанных G650s. — Но определенная активность сохранилась.

Гольфстрим, который базируется в городе Саванна, штат Джорджия, сократил производство и цены на модели G450 и G550, но не собирается снижать цены на новые G650s, рассказала Феба Новакович, главный исполнительный директор головной компании General Dynamics. Джет остается «горячим самолетом» с примерно двухлетним ожиданием для получения нового, рассказала она на конференции в прошлом месяце.

Крупный игрок

Wynn Aircraft II LLC хочет выйти из очереди на самолет G650ER, который продается новым более чем за 70 миллионов долларов. Представитель Wynn Resorts Ltd. отказался комментировать сделку.

ADM продает свой Dassault Falcon 7X 2010 года выпуска за 25,5 миллиона долларов в целях сокращения расходов на исполнительные поездки. «Коммерческие авиакомпании предлагают варианты дальнего перелета, прямые рейсы, которые могут обеспечить значительную экономию на наших общих затрат», — говорит Стив Шриер, представитель крупнейшего в мире производителя кукурузы.

Продажа General Electric Co. своего  Gulfstream G550 2003 года выпуска, является частью усилий компании по раскрытию активов своего финансового подразделения, поскольку компания сейчас фокусируется на производственных операциях.

Цена на  Gulfstream G550 2008 года выпуска, зарегистрированном в хьюстонском автосалоне Gulf States Toyota Inc., снизилась на 750 тысяч долларов до 24,95 миллиона долларов, согласно данным брокера Mesinger Jet Sales.

Цена на подержанный самолет падает примерно на 8-10% в год, добавьте к этому 3-4% после падения рынка, рассказал изданию «Bloomberg» Джей Месинджер, работающий в Боулдере, штат Колорадо. Он считает, что спад может продолжаться в течение многих лет: «Понадобится определенное время, чтобы себя переделать».

Наиболее резко спад цен отразился на старых моделях, говорит исполнительный директор компании JSSIНил Бук, имеющей 1800 корпоративных, коммерческих и частных самолетов. Gulfstream GV – среди корпоративных самолетов самый большой и с самой большой дальностью полета – на сегодняшний день зарабатывает около 10 миллионов долларов, по сравнению с 18 миллионами два года назад.

Агрессия Bombardier

Именно Bombardier стал виновником резкого спада цен, сходятся во мнении многие аналитики и консультанты. Монреальская компания создала избыток бизнес-джетов в прошлом году и была вынуждена давать серьезные скидки, чтобы получить наличные на разработку программы джетов C Series, поскольку ее бюджет и график работ серьезно отстают, утверждают аэрокосмические консультанты Версано и Роллан Винсенты из Плано, штат Техас.,

— Есть некоторые кишащие акулами воды в области больших кабин, с прейскурантом в 30-40 миллионов долларов, — говорит Винсент, бывший исполнительный директор Bombardier и Cessna. – На данный момент рынок очень агрессивен и главным агрессором, безусловно, является Bombardier.

«Съедая молодняк»

Увеличивающийся ценовой разрыв между новыми самолетами последних моделей и подержанными, приводит к тому, что клиентам уже не имеет смысла покупать самолет прямо с завода, говорит Яннарелли, брокер пытающийся продать российским клиентам Bombardier Global 5000. Это может оказать давление на производителей и подвигнуть их к увеличению скидки. «Людям всего-то приходится постоять в сторонке и дождаться нового снижения цены», — отмечает она.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»