В следующем месяце не слишком популярной правящей партии России потребуется крупная победа. Это означает, что понадобится раздача денег, сокращение количества наблюдателей и аресты противников действующей власти.
«Мы — команда Путина. Мы — Единая Россия », — звучит на фоне митинга, организованного прокремлевской партией в начале этого месяца. Сентябрьские парламентские выборы приближаются, и партия решила воспользоваться своим главным козырем, пишет Bloomberg.
Владимир Путин официально не возглавляет «Единую Россию» и обычно старается держаться в стороне от парламентской борьбы. Но сейчас не совсем обычные времена. Режим, уставший и напряженный, готовится к президентским выборам в 2024 году. Ему срочно нужно, чтобы правящая партия сократила зияющий разрыв между ее не впечатляющими рейтингами и голосами, необходимыми для обеспечения большинства в Думе. Поддержка «Единой России» составляет около 27%, что не особенно много для партии, располагающей огромным административным ресурсом, а доверие к Путину превышает 60%.
Крайне важно, что партия должна справиться с этой разницей перед лицом растущей политической апатии и недоверия к институтам власти, а также реальным сокращением доходов населения, повышением цен и пандемией, которая ежедневно убивает почти рекордное количество россиян.
Самое сложное, что нужно добиться успеха, не переборщив с фальсификацией выборов, что может привести к возобновлению протестов. Они даже после репрессий последних нескольких месяцев могут означать возврат к беспорядкам, наблюдавшимся после парламентских выборов 2011 года. По словам независимых наблюдателей, тогда выборы были отмечены манипуляциями и вбросами бюллетеней.
Вопреки распространенному мнению, выборы имеют значение для авторитарных государств, и Путин долгое время полагался на бюллетени для укрепления своего имиджа как лидера с беспрецедентной популярностью и уровнем доверия. Победоносная «Единая Россия» — часть этого представления. И имеет большее значение, поскольку 68-летний президент приближается к концу своего четвертого срока на этом посту, а преемника пока не видно. И чтобы добиться результата сравнимого с 2016 годом, когда «Единая Россия» получила около трех четвертей из 450 мест в Думе, потребуется приложить большие усилия.
Власть уже делает для этого все возможное, начиная с кампании по подавлению организованных сетей антипутинских активистов. Алексей Навальный, который называл «Единую Россию партией жуликов и воров» и был самым громким критиком Кремля, заключен в тюрьму в начале этого года, а его движение было заклеймено как экстремистское и ликвидировано.
Недавние изменения в правилах выборов усложняют кандидатам возможность выдвинуть свою кандидатуру. Уровень паранойи настолько велик, что даже бывшему кандидату в президенты, который должен был быть третьим в списке коммунистической партии, запретили баллотироваться, якобы из-за активов, хранящихся за границей (по его словам, они были проданы) — необычно суровый удар по партии, которая долгое время поддерживала видимость конкурентных выборов, не причиняя Кремлю настоящей головной боли. Немногим лучше дела обстоят и с независимыми СМИ.
Кроме того, предпринимаются усилия, обезвреживающие обнаружение любого вмешательства в сам процесс голосования. Меры по преодолению пандемии означают, что голосование растянулось на три дня, как это происходило в прошлом году. Доступ к прямой трансляции с избирательных участков — функция доступная с 2012 года — будет ограничен. Впервые за почти три десятилетия не будет наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Между тем, «Голос», местное независимое движение по наблюдению за голосованием, был признано иностранным агентом. В 2011 году именно эта организация выявила большинство случаев мошенничества.
Есть также масса популистских краткосрочных мер. В воскресенье Путин пообещал денежные выплаты пенсионерам и военнослужащим — основному своему электорату. Он выступил против введения обязательной вакцинации — это подачка уже самым упрямым и уставшим от пандемии россиянам. Правила, связанные с Covid, в Москве уже смягчены. При том, что уровень числа инфицированных еще очень высок, а полностью вакцинированы только около 23,5% россиян — неприятная цифра для страны, которая первой одобрила прививку, провозгласила это национальной победой и сделала ее повсеместно доступной. Это однозначный признак недоверия. И неудивительно, что проблема в основном не решалась.
Но есть и несколько неизвестных переменных. Среди них прогнозируемая явка, которая будет намного ниже 48% 2016-го года. Тем не менее, как отмечает Бен Ноубл, преподаватель российской политики в Университетском колледже Лондона, такой низкий показатель вряд ли является хорошей новостью для режима, стремящегося к усилению легитимности. Вместо этого упор теперь делается на окончательный результат и на то, чтобы побудить лояльных граждан проголосовать.
Другой вопрос, остающийся пока без ответа — влияние на россиян призыва Навального голосовать против официальных кандидатов. Конечно, добиться значительных побед будет намного сложнее, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Более того, если будет хоть какой-то намек на успех этого призыва, правительство просто повысит громкость предупреждений об иностранном вмешательстве. Это испытанный способ очернить оппозицию — и еще один признак режима, у которого закончилось воображение.