В течение четырех недель танкер «Проспект Менделеева» стоял на якорной стоянке у польского порта Гданьск, не имея возможности отгрузить сырую нефть, стоимостью 50 миллионов долларов.
При обычном рейсе танкер быстро доставляет свои 700 тысяч баррелей российской нефти на нефтеперерабатывающий завод. Далее из нее изготавливают бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты. Но сейчас «Проспект Менделеева» оказался в подвешенном состоянии, став жертвой беспрецедентного загрязнения российской нефти, ударившего по всему европейскому нефтяному рынку.
«Проблемы есть», — согласился в прошлую пятницу пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Предпринимаются все усилия, для минимизации последствий для российских партнеров и их контрагентов, а также для всех связанных с российскими системемами поставки нефти».
Еще в апреле необычайно высокие уровни химических веществ, известных как органические хлориды, были обнаружены в российской нефти, протекающей по гигантскому трубопроводу «Дружба», построенному в 1960-х годах для транспортировки нефти из СССР в союзные страны Восточной Европы. Хлориды могут серьезно повредить нефтеперерабатывающие заводы, в связи с чем 24 апреля российский государственный трубопроводный оператор ПАО «Транснефть» приостановил поставки. Москва пообещала решить проблему немедленно; четыре недели спустя поток российской нефти в Европу – не более чем струйка.
Продолжительность и масштабы кризиса дали ему политическое измерение. В четверг премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий решил лично принять участие в поиске решения, но сказал, что переговоры были «очень трудными, очень трудными».
«Дружба» обычно поставляет до 1,5 миллиона баррелей в сутки эталонной российской смеси Urals в Центральную Европу. Сырая нефть поступает напрямую на нефтеперерабатывающие заводы через два отдельных нефтепровода, а так же при помощи танкеров с экспортного терминала в Усть-Луге на Балтике.
Несмотря на неоднократные обещания российских властей возобновить поставки через несколько дней, кризис становится все масштабнее, дольше и дороже, чем кто-либо ожидал, и решение проблемы может занять еще несколько недель.
В Германии приостановил работу один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов на континенте — завод Leuna, принадлежащий французскому нефтяному гиганту Total SA. Польша была вынуждена использовать запасы нефти, оставленные на черный день. И даже на западе вплоть до Роттердама, европейского нефтяного центра, некоторые нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены работать не в полную нагрузку.
Техническая проблема обращения с миллионами баррелей испорченной нефти усугубляется борьбой за то, кто в итоге будет платить за кризис. Чрезвычайный саммит в Варшаве в четверг добился определенного прогресса, но конкретного решения так и не нашел решения.
«До сих пор возобновление поставок по «Дружбе» происходило очень медленно», — расссказал клиентам в Вене консультант JBC Energy GmbH. «Переговоры и договоренности об оплате могут занять еще некоторое время».
Остается загадкой, что происходит с российской сырой нефтью, пока «Дружба» закрыта. Согласно официальным данным, объем добычи за последние четыре недели практически не сократился, упав с 11,23 миллиона баррелей в день в апреле до 11,15 миллиона в мае. Но страна отгружает примерно на 1 миллион баррелей в день меньше, чем обычно, что составляет около одной десятой от общего объема производства.
Это заставило нефтяных трейдеров задуматься о том, как России удалось сохранить добычу. Они заинтересовались, спросив, есть ли у страны такое количество пустых хранилищ, необходимых для накопления нефти, которая не проходила через «Дружба» в течение четырех недель.
Пресс-секретарь ПАО «Транснефть» и ПАО «Роснефть» от комментариев отказались.
По прошествии нескольких недель ценник за произошедший кризис просто взлетел. Более десятка нефтяных трейдеров и руководителей нефтеперерабатывающих компаний в Лондоне, Женеве и Москве, в частном разговоре с Bloomberg заявили, что стоимость ущерба может достигнуть 1 миллиарда долларов. Оценки основаны на объеме загрязненной нефти, а так же дисконте от 10 до 20 долларов за баррель за испорченные нефтехранилища. Трейдеры и руководители говорили согласились говорить только на условиях анонимности, чтобы не расстраивать свои коммерческие отношения с Россией.
«Вопрос с трубопроводом «Дружба» может серьезно ограничить российские поставки», — считает Эд Морс, глава отдела исследований сырьевых товаров в Citigroup Inc. в Нью-Йорке.
Хотя Москва до сих пор не может дать свою собственную оценку, западные трейдеры также считают, что проблема окажется более масштабной и займет больше времени, чем многие прогнозируют. Российские нефтяники говорят о загрязнении около 20 миллионов баррелей, но нефтяные трейдеры и руководители нефтеперерабатывающих предприятий считают, что реальное число ближе к 40 миллионам.
Чем больше количество, тем существенней проблема: загрязненное сырье нужно будет смешивать очень медленно, чтобы снизить уровень хлоридов до приемлемых уровней, при этом наиболее вероятно соотношение 1 баррель загрязненной нефти на 10 баррелей чистой. Этот процесс может занять месяцы, а не недели.
«Российское сырье можно очистить только с течением долгого времени, а сам процесс потребует сотен миллионов баррелей чистого сырья», — сказала Амрита Сен, главный аналитик по нефти в консультанте Energy Aspect Ltd. в Лондоне.
Вторая проблема связана с тем, кто несет ответственность за кризис, и с расходами на его устранение. Трубопроводом управляет «Транснефть» во главе с Николаем Токаревым, бывшим приятелем президента Владимира Путина, служившего с ним в КГБ. Большая часть нефти поставляется государственной нефтяной компанией «Роснефть», которой управляет близкий к Кремлю Игорь Сечин.
Российские нефтяники точно определили место загрязнения – небольшой частый терминал в Самарской области, примерно в 1000 километрах от Москвы. Кто владел нефтью, и почему она была загрязнена, остается загадкой.
Загрязнение органическими хлоридами, что само по себе необычно, произошло в то время, когда на мировом рынке нефти уже не хватает поставок качественной нефти, подобной Ural. Совместное воздействие санкций США на Иран и Венесуэлу, сокращение добычи ОПЕК + и снижение ожидаемых объемов добычи в Мексике привели к сокращению поставок более плотной нефти во всем мире. В результате ценники на физическом рынке нефти средней тяжести выросли до многолетних максимумов.
«Это серьезное незапланированное отключение, которое имеет побочные эффекты», — сказал Гарри Чилингюрян, главный стратег по сырьевым товарам в BNP Paribas SA. «В итоге вы получаете дальнейшее сокращение доступа к сырой нефти среднего качества».
Российские власти и руководители европейских нефтяных компаний усиленно ищут решение. После встречи в четверг в Варшаве «Транснефть» заявила, что поставки чистой нефти в Польшу могут начаться уже 10 июня, если заинтересованные стороны реализуют план перезапуска. Но PERN SA, ее польский коллега, сказал, что сначала должны быть признаны претензии за компенсацию от нефтеперерабатывающих заводов.
Безусловно, ситуация постепенно улучшается. Россия прибегает к мобилизации в советском стиле, собирая тысячи железнодорожных вагонов для перемещения нефти с севера страны на терминал в Черном море, где загрязненная нефть сможет медленно смешиваться с чистыми потоками.
Южная ветка трубопровода «Дружба», которая идет в Чешскую Республику и Венгрию, начала потихоньку прокачивать нефть, хотя скорость пока составляет половину от возможной – около 300 тысяч баррелей в день. Чистая нефть прибыла в четверг в Словакию, и уже достигла Венгрии. Усть-Луга также получает чистую нефть, но поставки остаются неоднозначными.
Большая проблема заключается в том, что ключевая северная ветвь «Дружба», идущая в Белоруссию, Польшу и Германию, остается закрытой и лишает регион как минимум 700 тысяч баррелей каждый день. Пока что каждый план по повторному запуску трубопровода проваливался. В качестве альтернативы нефтеперерабатывающие компании в регионе получают нефть через порты Гданьск для Польши и Росток для Германии.
До тех пор, пока не будет найдено правильное решение, кризис, который начался в отдаленной деревне на юге России, продолжит отражаться на нефтяном рынке континента, а затраты на его устранения продолжат расти.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»