Под боком у Саратова: как одна волжская деревня посеяла хаос на европейском нефтяном рынке

Под боком у Саратова: как одна волжская деревня посеяла хаос на европейском нефтяном рынке

Под боком у Саратова: как одна волжская деревня посеяла хаос на европейском нефтяном рынкеЖителям Николаевки в Самарской области было не о чем сплетничать с тех пор, как умер владелец водочного музея на улице Дружбы народов, что привело к закрытию единственной местной туристической достопримечательности.

Но теперь, когда эта деревня в центральной России стала эпицентром международного нефтяного скандала, они утверждают, что все время чувствовали – должно произойти что-то плохое.

Именно здесь, к востоку от извилистого изгиба реки Волги, как заявляют власти, едкие хлориды проникли в российскую сеть нефтепроводов протяженностью 63 тысячи километров, что привело к первой в истории остановке основной европейской экспортной артерии.

Президент Владимир Путин обрушился с критикой на национального нефтяного оператора «Транснефть», заявив 30 апреля, что случившийся кризис нанес «огромный» ущерб. Восемь дней спустя следователи обвинили группу частных менеджеров, работающих в сотрудничестве с местной компанией, имевшей доступ к системе Транснефти через фидерные линии в Николаевке.

фото172-летней Валентине Мартиненко со двора маленького синего домика, в котором она жила всю свою жизнь, хорошо виден склад, где предположительно произошло загрязнение. Она утверждает, что движение автоцистерн, которое частенько будило ее в любое время дня и ночи, таинственным образом прекратилось более месяца назад.

«Я не скучаю по ним», — говорит она, следя за цыплятами, что-то клюющими недалеко от дороги. «Они только пыль поднимали. И эта компания никогда не нанимала местных жителей».

Следственный комитет России обвиняет группу в краже как минимум на сумму в 1 миллион рублей готовой к перегонке нефти, замененной аналогичным объемом жидкой смеси, состоящей из сырой нефти и органических хлоридов.

Данная схема проработала около 10 дней и в конечном итоге привела к тому, что через линию «Дружба» в Беларусь и за ее пределы было экспортировано 5 миллионов тонн нефти. В итоге они затронули нефтеперерабатывающие заводы во всей Восточной Европе. Не менее 1,6 миллиона тонн из 5 была отгружена балтийским терминалом в Усть-Луге. Из них большая часть все еще находится в море, свидетельствуют данные, собранные Bloomberg.

Узел в Николаевке, ныне являющийся местом преступления, имел возможность перегонять до 40 тысяч в месяц, или около 1300 тонн в день. Это означает, что каждая тонна грязной нефти могла загрязнить почти 400 тонн нефти, уже находящейся в сети.

фото2«Это история о жадности и мелком мошенничестве, в совокупности с некомпетентностью и отсутствием контроля над тем, что происходит в трубе», — считает нефтяной стратег Bloomberg Джулиан Ли.

Представитель «Транснефти» от комментариев отказался.

По меньшей мере, четверо из шести подозреваемых, которых разыскивал Следственный комитет, были задержаны. Включая женщину, которая является номинальным владельцем компании, контролирующей склад в Николаевке.

Бывший владелец объекта Роман Трушев заявил «Коммерсанту», что продал депо еще в прошлом году. Разыскиваемый для допроса в России Трушев, рассказал изданию, что находился в Германии, когда разразился скандал и пока не планирует возвращаться в Москву.

Глава «Транснефти» Николай Токарев, служивший в КГБ вместе с Путиным в Дрездене во времена холодной войны, заявил на встрече с президентом, что у компании на балансе по всей стране находится около 150 пунктов сбора, подобных Николаевке. Он сказал, что большинство из них находятся в ведении крупных нефтяных компаний.

фото3Аналитик Citigroup Inc. Рональд Смит подсчитал, что разбавление загрязненной нефти может стоить Транснефти более 370 миллионов долларов и занять несколько месяцев. Возможно, что «испорченное сырье необходимо смешать с чистым, чтобы не повредить нефтеперерабатывающие заводы».

«Транснефть была буквально застигнута врасплох, поскольку ничего подобного раньше просто не случалось», — считает Виталий Ермаков, нефтяной эксперт из Оксфордского института энергетических исследований.

Заместитель премьер-министра Дмитрий Козак заявил, что «Транснефть» возьмет на себя ответственность за любой физический ущерб, нанесенный ее партнерам в Беларусии, Польше и других местах в результате случившегося загрязнения. Министр энергетики Александр Новак считает, что на это понадобится не больше 100 миллионов долларов.

 «Транснефть» проводит тестирование на загрязняющие вещества каждые 10 дней, поэтому, если Николаевка была единственным источником дихлорида, концентрация, по словам руководителя консалтинговой компании «Инфотек-Терминал» Рустама Танкаева, должна была быть чрезвычайно высокой.

«Крупные нефтяные компании даже не касаются подобного, поскольку это технология каменного века, а мелкие производители, которые ее используют, не способны нанести существенный ущерб», — сказал Танкаев. «Так что, если это не было случайным стечением обстоятельств, вполне возможно, что это был преднамеренный акт».

фото4Елена и Валерий, 50 летняя пара из Николаевки чувствовали, что будет что-то не так, после того как объект перешел к другому владельцу, который перестал общаться с местными жителями. Они утверждают, что прежнее руководство было щедрым, построило церковь и дарило подарки школьникам во время праздников.

«Но мы ничего не получили от них», — сказал Валерий.

Кроме того, Валентина Мартиненко, коренной житель Николаеввки, утверждает, что все эти нефтяники безвредны по сравнению с реальной опасностью – заводом по переработке батареек на окраине города.

«Вы просто не можете дышать, когда ветер смещается в вашем направлении», — сказала Валентина. «Мы перепробовали все способы, пытаясь его закрыть, но ничего не работает. Почему это не международный скандал?».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»