В минувшие выходные в России сошел на воду последний из новейших атомных ледоколов, призванный укрепить доминирующее положение страны в сфере коммерческих перевозок в Арктике.
В то время, как большая часть остального мира признает изменение климата чрезвычайной ситуацией, Россия усердно работает над тем, чтобы извлечь из этого выгоду – и в этом она, как пишет Bloomberg, оставила США далеко позади.
Ледокол «Урал», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, является третьим и последним судном, по крайней мере, на данный момент, проекта 22220. Два других, «Арктика» и «Сибирь», были спущены на воду в 2016 и 2017 годах, первый, как ожидается, поступит в эксплуатацию в этом году. Эти мощные корабли, способные пробивать лед толщиной 3 метра для расчистки морских маршрутов, являются первыми атомными ледоколами, спроектированными и построенными Россией после распада Советского Союза.
На сегодняшний день российский флот атомных ледоколов в основном состоит из кораблей, построенных в 1970-х и 1980-х годах, большая часть которого уже не почти не используется. Российское правительство хочет обновить его новыми гигантскими кораблями, стремясь сделать то, что Россия называет Северным морским путем, судоходным круглый год.
Северный морской путь включает в себя арктическое побережье России от Баренцева моря на западе, до Берингова пролива на востоке. При его использовании время доставки грузов между Европой и Азией сокращается на 10-15 дней, по сравнению с доставкой через Суэцкий канал. Россия заявляет о своем праве регулировать весь маршрут, хотя не весь он проходит через территориальные воды страны, разграниченные в 200 морских милях от ее берегов.
Долгое время США были раздражены настаиванием России на том, что весь арктический транспорт должен перемещаться с разрешения Москвы. Несмотря на это, российские власти продолжали открывать военные базы вдоль арктического побережья. Десять заброшенных военных аэродромов были вновь открыты, а еще 13 находятся на различной стадии строительства. К настоящему времени базы охватывают почти всю береговую линию и в случае необходимости готовы защитить границу или пресечь любое движение вдоль Северного морского пути. В классическом случае конкуренции выигрывает тот, у кого больше оборудования? – в этом плане США сильно отстают от России с ее атомными ледоколами.
Причина такого разрыва вполне может быть в разных подходах двух стран к изменению климата. США колеблются между признанием его чрезвычайной ситуацией и совсем недавней позицией президента Дональда Трампа — полным скептицизмом. Президент России Владимир Путин со своей стороны выразил сомнение в том, что именно человеческая деятельность вызывает изменение климата, хотя он его и не отрицает.
Позиция Путина заключается в том, что люди могут немногое, чтобы остановить изменение климата, и это делает адаптацию к нему долгосрочной игрой. Хотя он признает, что частые засухи и наводнения, связанные с изменением климата, могут нанести ущерб российскому сельскому хозяйству, он также видит в нем возможности, связанные потеплением, в том числе возможность Северный Ледовитый океан судоходным.
По оценкам ВМС США, несмотря на постепенное таяние ледяной шапки, Арктика «будет оставаться непроходимой для большинства коммерческих судов в течение большей части года», по крайней мере, до 2030 года. Кремль решил не ждать так долго, одновременно пытаясь обезопасить Северный морской путь, инвестируя в новый ледокольный флот (корабли проекта 22220 строятся государственной компанией), прокладывая железнодорожные линии в Арктику и строя торговые порты на побережье. В апреле российские власти заявили на конференции, что планируется увеличить грузопотоки по Северному морскому пути с 20,2 миллионов метрических тонн в 2018 году до 92,6 миллионов в 2024 году. Особо стоит отметить, что грузопоток в 2017 году был в два раза меньше.
До настоящего времени рост в основном достигнут благодаря новому проекту по производству сжиженного газа ПАО «Новатэк» на полуострове Ямал: компания экспортирует СПГ азиатским, в основном китайским, клиентам по Северному морскому пути. Со временем российское правительство надеется начать перемещать по нему и другие виды товаров, например уголь и нефть.
Все эти амбициозные планы, по сути, делают ставку на то, что к тому времени, когда изменение климата сможет сделать Северный морской путь судоходным в течение всего года, Россия будет полностью контролировать любое сквозное движение на этом маршруте. Чем она и планирует пользоваться для увеличения собственного товарооборота — и будет активно использовать его, существенно сократив его доставку до Азии.
Никто, даже США, обладающие военно-морской мощью, не может противостоять стратегической ставке без прямой военной конфронтации, поскольку Россия уже далеко впереди. Россия не может позволить себе идти в ногу с основными конкурентами во всех областях; работая над тем, чтобы установить некоторую дистанцию между собой и другими арктическими державами, она, например, растратила свое преимущество в космических запусках. Но для Путина Северный морской путь является более приоритетным – и одна из немногих вещей, которые он может предложить Китаю в борьбе с США.
Пока что стремление российских властей утвердиться в Арктике до того, как изменение климата сделает конкуренцию там свободной для всех, похоже, сработало. Западные страны, имеющие доступ к Арктике, оказались слишком медленными – а, возможно, и недостаточно циничными, чтобы делать такие крупные ставки, как Владимир Путин.