Forbes: Киеву придётся самостоятельно прокладывать свой путь и готовиться выделить колоссальные суммы на восстановление промышленности.
Последнее десятилетие для Европейского союза выдалось трудным. С экономической точки зрения, его положение довольно депрессивно. Еврозона не только переживает масштабный спад, но и балансирует на грани дефляции.
Безработица по-прежнему рекордно высока во всех странах, кроме Германии. В Греции и Испании она составляет более 25%, а в Португалии, Италии и Франции – более 10%. Прогнозы также не отличаются оптимизмом: в 2014 году экономического роста, скорее всего, не будет, а о 2015-м говорят очень осторожно. Ситуация настолько отчаянная, что некоторые видные экономисты вроде Тайлера Коуэна начали сравнивать показатели отдельных европейских стран с деиндустриализацией Индии в 19-м веке.
С политической точки зрения дела обстоят ненамного лучше. Недавние выборы в Европарламент увенчались беспрецедентной победой евроскептиков и разного рода радикалов. Даже журнал „Экономист”, неустанно вещавший о победах Евросоюза, забил тревогу и признал, что бывший „бастион европейского федерализма” стал „оплотом всевозможных антиевропейцев”. Есть и мелкая неприятность в виде венгерского лидера Виктора Орбана, который едва ли не прямо объявил войну либеральной демократии. Очевидный конфуз, если учесть, что Венгрия является членом организации, основанной на либерально-демократических принципах.
Евросоюз и сам с трудом сохраняет целостность. Экономически у него нет денег, а политически – воли для дальнейшего расширения. Шведский министр иностранных дел Карл Бильдт, весьма преданный идее интеграции Украины в европейские институты, пишет: „Очень важно, что немецкий канцлер Ангела Меркель поднимает вопрос с помощью ЕС в восстановлении Донбасса. Это необходимое, хотя и затратное мероприятие”.
Если Бильдт хочет убедить кого-то, что ЕС поспешит на помощь, то он просто жестокий человек, иначе не скажешь. ЕС не будет восстанавливать Донбасс, точка. Даже если ЕС (читай: Германия) найдёт достаточно средств и решимости на подобный проект, что весьма сомнительно, недавние выборы явно показали, что энтузиазм по отношению к самому ЕС быстро улетучивается. Немецкое общество явно мрачно относится к перспективе помогать другим членам еврозоны. Идея, что Германия потратит десятки миллиардов долларов на восстановление Восточной Украины, совершенно оторвана от реальности. Может ли кто-либо вообразить Ангелу Меркель, которая заявит избирателям о снижении прогнозов экономического роста и, одновременно, необходимости тратить существенные суммы на украинскую инфраструктуру? Это стало бы политическим самоубийством.
Украине и её политическому руководству давно пора понять, что, несмотря на все лозунги Бильдта, на украинский „европейский выбор” больше никто не подпишется. С учётом реального положения вещей в Германии и ЕС, помощь с Запада не придёт никогда. Киеву придётся самостоятельно прокладывать свой путь и готовиться выделить колоссальные суммы на восстановление промышленности.
Перевод Александра Заворотнего