Как попасть в список Forbes: Вологодские братья миллиардеры – темные лошадки игровой индустрии

Как попасть в список Forbes: Вологодские братья миллиардеры – темные лошадки игровой индустрии

Игорь и Дмитрий Бухман продолжают развиваться и готовы бросить вызов, таким гигантам как Tencent и Activision.

Почти два десятилетия назад в отдаленном российском городе, известном своим маслом и постельным бельем, два брата делили одну комнату и компьютер на базе Pentium 100, на котором писали свою первую игру.

И теперь Уолл-стрит хочет часть того, что им удалось построить с тех пор.

Playrix встречался с некоторыми из крупнейших банков и «посещал их небоскребы», — рассказал Bloomberg  34-летний Дмитрий Бухман, сославшись на встречи с дилерами в Goldman Sachs Group Inc. и Bank of America Corp. На данный момент, компания настроена на рост.

Он и Игорь Бухман, 37 лет, являются мозгом Playrix Holding Ltd., создателя популярных игр, подобных Candy Crush, Fishdom и Gardenscapes, с более чем 30 миллионами ежедневных пользователей из Китая и США и годовым объемом продаж в 1,2 млрд долларов. Благодаря этому компания входит в десятку самых прибыльных компаний для iOS и Google Play, согласно данным исследовательской компании AppAnnie, что ставит Playrix в одну лигу с Tencent Holdings Ltd., NetEase Inc. и Activision Blizzard Inc.

Индекс миллиардеров Bloomberg оценивает состояние каждого брата примерно в 1,4 млрд долларов. До недавнего времени они не фигурировали в глобальном рейтинге благосостояния.

Их дорога к богатству началась в 2001 году в Вологде, почти в 483 км к северу от Москвы, где Игорь узнал от профессора университета, что он может продавать программное обеспечение через интернет. Чем он и решил заняться вместе с Дмитрием, который в то время еще учился в школе.

«У нас не было никакого опыта, никакого делового понимания — все, что мы могли сделать, это писать игры», — рассказал Игорь.

США являются крупнейшим рынком Playrix, следом идут Китай и Япония, объяснили братья в недавнем интервью в Тель-Авиве, где они проводят часть своего времени. Они удаленно управляют около 1100 сотрудников, включая персонал штаб-квартиры в Ирландии и разработчиков в России, Украине и Белоруссии.

«За 3 миллиарда долларов мы не продадим»

Первым продуктом братьев была игра, похожая на Xonix, где игроки должны использовать курсор, чтобы открыть фрагменты скрытой картинки, прежде чем ударить летящими шарами. Они написали ее во время летнего отпуска. На второй месяц Бухманы заработали 100 долларов, что на тот момент составляло примерно половину средней зарплаты в Вологде.

«Мы подумали — если одна игра приносит 100 долларов, мы можем написать несколько десятков и заработать много денег », — сказал Игорь.

Их вторая игра с участием анимационного персонажа, созданного сторонним художником, приносила уже 200 долларов в месяц. Подражатель тетриса приносил 700 долларов в месяц, но братья закрыли приложение, когда узнали, что игра защищена лицензией. В 2004 году, когда доход компании составил 10 тысяч долларов в месяц, они зарегистрировали юридическое лицо, арендовали помещение под офис в подвале книжного склада и наняли других сотрудников для ускорения производства.

фото1В первые годы они продавали казуальные игры через такие сайты, как majorgeeks.com или download.com. Позже они перешли на более крупные платформы, такие как Yahoo! и AOL. В течение последнего десятилетия, игры начали перемещаться сначала на Facebook, а затем и на смартфоны. Многие из них были доступны бесплатно, пользователи платили только за определенные функции внутри игры.

Playrix делает ставку на покупку приложения, в основном избегая рекламы, которая, как считают в компании, отвлекает пользователя. По словам Дмитрия, реклама приносит менее 3 процентов дохода.

«Для нас было серьезной проблемой перейти на разработку бесплатных игр — это совершенно другая ДНК, — говорит Дмитрий. — Бесплатные игры — это не те игры, которые вы разрабатываете, выпускаете и переходите к созданию другой. Фактически это сервисы, которые необходимо поддерживать постоянно, так как пользователи ждут регулярных обновлений».

Playrix преуспел в этом переходе, добившись всемирного признания за последние три года с Gardenscapes и его продолжением, Homescapes, новой разновидностью головоломки, где игроку предстоит помогать дворецкому по имени Остин ремонтировать дом и поддерживать в порядке сад.

«Остин вступает с вами в диалог, вы помогаете ему выбрать способы украсить особняк, погружаетесь в историю этого персонажа и он становится вам близок, — рассказывает Дмитрий. — Концепция match-3 («три-в-ряд») вместе с мета-игрой, стала очень успешной, и многие другие компании начали копировать нас».

Мобильная магия

«Playrix, безусловно, несет ответственность за первое крупное новшество в жанре match-3, поскольку King Digital Entertainment Plc., по-видимому, просто заблокировал рынок с помощью своей Candy Crush, — рассказал аналитик Newzoo Том Вийман. — Playrix удалось добавить слой сложности и мета-игру к жанру «три-в-ряд», не отталкивая при этом случайных мобильных игроков».

По словам Дмитрия, в компании работают несколько сценаристов, которые заняты только  диалогами Остина.

«Наше приложения, как, например, и Spotify — люди могут использовать годами, — сказал он, — Почему бы не заплатить 5 долларов, чтобы получить удовольствие от игры в смартфон, а не от просмотра видео или прослушивания музыки? Все больше людей к этому привыкают и считают вполне естественным».

фото2По словам представителей компании, средний платящий пользователь в США тратит около 32 долларов в месяц, играя в Homescapes, самую популярную игру от Playrix.

По словам Игоря, компания недавно приобрела несколько игровых студий для расширения в направлении новых жанров, отказавшись при этом раскрывать, каких именно. Удачные решения часто привлекают акул игрового бизнеса. В 2015 Activision Blizzard приобрела King Digital году за 5,9 млрд долларов, а год спустя Tencent привела инвесторов к сделке на 8,6 млрд долларов, чтобы получить контрольный пакета акций разработчика Clash of ClansSupercell Oy.

Может ли Playrix быть следующей? В феврале The Information сообщила, что его можно продать за 3 миллиарда долларов, сославшись на потенциальных покупателей – китайские iDreamSky Technology Holdings и FunPlus Game Co.

Братья предпочли отклонить предложение.

«За 3 миллиарда долларов мы не будем продавать, — сказал Дмитрий с улыбкой, признавая, что Playrix обсуждала стратегические варианты еще в прошлом году, во время своих встреч с банками Уолл-стрита.

По словам Игоря, на данный момент их цель — стать «игровой компанией высшего уровня», которая сможет соперничать с Activision Blizzard и Electronic Arts на Западе, а также с NetEase Inc. и Tencent в Китае.

«Мы хотим стать такими же большими, как они, используя талант разработчиков из нашего региона – бывшего СССР и Восточной Европы», — сказал он.

Нет волшебного числа, которое заставило бы Бухманов продать компанию, потому что они говорят, что деньги вторичны по отношению к тому, что они любят.

«Некоторые могут подумать, что когда у вас много денег, все становится по-другому  жизнь начинает быть интереснее, вы занимаетесь чем хотите, — смеется Дмитрий. — Но увы. Мы просто продолжаем работать».