Последствия неудачного переворота в Турции колоссальны, пишет Foreing Policy In Focus.
Около 2500 высокопоставленных военных, включая более 100 генералов, лишились своих постов или были арестованы. Их судьбу разделили 6000 судей и 8000 полицейских. Несколько сотен человек были убиты, тысячи ранены. Но геополитические отголоски этого события будут, несомненно, ещё масштабнее.
По всем признакам, Турция начала дистанцироваться от Вашингтона и НАТО — вопрос только, до какой степени и насколько это повлияет на одну из важнейших американских баз – Инжирлик — расположенную в юго-восточной части страны. Нельзя забывать, что там находится до 80 единиц ядерного оружия на расстоянии вытянутой руки от значительной части Ближнего Востока и Южной России.
Всё прошлое десятилетие США с переменным успехом пытались контролировать своих региональных «союзников». В ходе конфликта в Афганистане Пакистан и Америка, формально находясь в союзе, за кулисами вели яростное противоборство. Пакистанская разведка оказывала и продолжает оказывать Талибану серьёзную помощь.
Отношения США с двумя другими стратегическими союзниками — Израилем и Саудовской Аравией — резко обострились из-за согласия Барака Обамы на соглашение по иранской ядерной программе. Личные отношения между американским президентом и Нетаньяху, а также представителями саудовской династии, можно назвать крайне холодными. Несмотря на свою военную мощь, США политически ослабли и уже не могут диктовать всем свою волю, как это было в прошлом.
Что касается Турции, то она, по меткому выражению одного аналитика, «становится евразийской». Столкнувшись с нежеланием Европы тесно сотрудничать, Анкара в конце концов предпочла «развернуться на восток». Одновременно с этим, обостряются её противоречия с Вашингтоном из-за курдского вопроса.
Если раньше Турция была ключевым игроком в сирийском конфликте — через неё шла военная поддержка исламских повстанцев, сражающихся с Асадом — то теперь Эрдоган начал подозревать, что это может кончиться созданием независимого курдского государства у южных границ, что чревато распадом самой Турции.
По мере охлаждения отношений с Вашингтоном и НАТО Анкара предприняла целую серию дипломатических увертюр, направленных на улучшение отношений с Россией, Израилем и Ираном. Зато США преподнесли крайне неприятный сюрприз: правительство Эрдогана открыто заявило об «американском следе» в неудавшейся попытке переворота. Как отметило одно индийское издание, «заявления Турции являются беспрецедентными за всю 67-летнюю историю НАТО — что одна из стран альянса может пытаться свергнуть власть в другой стране». Всё это свидетельствует о перемене мышления турецкого правительства. Насколько оно будет постоянным и последовательным — покажет время.