Индия ловит момент — Моди жаждет нового глобального порядка

Индия ловит момент — Моди жаждет нового глобального порядка

Индия ловит момент — Моди жаждет нового глобального порядкаТрудно не заметить 19-тонную статую, изображающую  бога Шиву, которая будет приветствовать мировых лидеров на саммите «Большой двадцатки» на этой неделе. Это символ намерения Индии изменить мировой порядок, пишет Bloomberg.

Танцующая фигура Натараджи высотой 8,5 метра, выкованная из золота, серебра и железа, явно подходит хозяину саммита Нарендры Моди — ведь он отпраздновал свой приход к власти в 2014 году молитвенной службой в храме Шивы, бога разрушения, созидания и трансформации, на реке Ганг.

Почти десять лет спустя Моди обновил политический ландшафт Индии и стал доминировать —теперь он стремится утвердить присутствие страны на мировой арене. Лидер рассматривает Индию как точку опоры между Вашингтоном и Пекином, в тоже время ни с кем не связанную и преследующую свои собственные национальные интересы в строительстве экономики и претезиях на глобальную роль.

Статуя Шивы, на месте проведения саммита G-20 в Нью-Дели в Бхарат Мандапам. Фотограф: Эльке Шольерс/Getty Images.

Чиновники, знакомые с мышлением Моди, изображают подход Индии как оппортунистический, стремящийся извлечь выгоду из усиливающейся конкуренции между США и Китаем и конфликта России и Украины. Индия отказалась осудить конфликт или присоединиться к международным санкциям в отношении Москвы. Наоборот, страна с радостью запасается российской нефтью и оружием, несмотря на стремление укрепить военные связи с США.

Индия также одной ногой входит в поддерживаемую США группу безопасности QUAD совместно с Японией и Австралией, а другой — в блок БРИКС, куда входят Китай и Россия.

Главный дипломат Индии, министр иностранных дел Субрахманьям Джайшанкар, однажды охарактеризовал внешнюю политику страны как «хеджирование» — деликатное действие, которое он описал как подбрасывание нескольких мячей в воздух с одновременной демонстрацией уверенности и ловкости, чтобы не уронить ни один из них.

«Для непосвященных стремление к явно противоречивым подходам и целям может показаться сбивающим с толку», — отметил Джайшанкар в лекции 2019 года. «Думайте об этом не просто как об арифметике, а как об исчислении».

Первый собственный магазин Apple Inc. в Индии открылся в апреле. Фотограф: Дирадж Сингх/Bloomberg.

Индия находится в геополитической выгодной позиции, а США и их союзники расхваливают страну как важный противовес Китаю. Технологические компании, такие как Apple Inc., переезжают в Индию, поскольку они диверсифицируют свою деятельность за пределами Китая и обращаются к растущему среднему классу в самой густонаселенной стране мира. А развивающиеся геополитические державы на так называемом Глобальном Юге рассматривают Индию как ключевого партнера в привлечении денег богатых стран, при этом избегая твердой позиции в отношении конфликта на Украине.

За последние девять месяцев Моди успел пригласить российских инвесторов принять участие в сталелитейной промышленности Индии, обедать как в Белом доме, так и в Елисейском дворце Эммануэля Макрона в Париже. Президент Джо Байден подтвердил, что Индия и США являются «одними из самых близких партнеров в мире», но и Путин только на прошлой неделе рекламировал «особо привилегированное стратегическое партнерство» с Индией.

Нарендра Моди, премьер-министр Индии, и президент США Джо Байден во время государственного ужина в Белом доме в июне. Фотограф: Аль Драго/Bloomberg.

«Индия хорошо прошла по канату многостороннего сотрудничества», — считает Милан Вайшнав. «Это произошло благодаря росту Китая и упадку России».

Но индийские чиновники также признают ненадежность того, что они называют «мультицентризмом». Если Индия представляет собой новый центр глобальной геополитики, удержать его будет довольно сложно — даже до того, как настоящий кризис, такой как военный конфликт на Тайване, сделает его совершенно несостоятельным.

Этот сложный баланс, пожалуй, наиболее очевиден в свете отсутствия на саммите «Большой двадцатки» на этой неделе президента Китая Си Цзиньпина, который стремился привлечь на свою сторону ту же группу стран с развивающейся рыночной экономикой в попытке подорвать влияние США во всем мире.

Эскалация дипломатической напряженности достигла апогея в прошлом месяце на саммите БРИКС в Южной Африке, когда Индия сопротивлялась планам расширения группы до 11 членов из-за опасений, что организация превратится в прокитайский блок. Однако все больше стран в конечном итоге встали на сторону Си Цзиньпина, что вынудило Моди согласиться на вступление новых участников, включая Иран, на который распространяется ряд санкций, поддерживаемых США.

Саммит БРИКС 2023 года в августе. Фотограф: Джанлуиджи Герсия/Getty Images

«Участие Индии в БРИКС должно было послужить сдерживающим фактором для планов России и Китая превратить в организацию, выступающую против «Большой семерки», но Нью-Дели не смог выполнить эту роль», — рассуждает Сушант Сингх, старший научный сотрудник Нью-Дели. базирующийся в Центре политических исследований, относящийся к «Большой семерке» стран с развитой экономикой. «Это уменьшит вес Индии как державы, которая может противостоять Китаю в различных геополитических расчетах».

Противодействие Китая ключевым аспектам коммюнике «Большой двадцатки», включая использование санскритских фраз, положений, касающихся долга развивающихся стран и описания конфликта России и Украины, также грозит сделать Моди первым лидером, которому не удастся достичь консенсуса с момента создания группы, основанной в 1999 году.

По словам высокопоставленного российского чиновника, для России расширение БРИКС дает некоторую надежду на то, что позиция Москвы получит большую поддержку – или, по крайней мере, меньшее сопротивление – на саммите «Большой двадцатки». Этот сценарий не станет хорошей новостью ни для Украины, ни для ее союзников, усиливая среди них чувство разочарования по поводу нейтральной позиции Индии в отношении России.

Для чиновников Европейского Союза, состоящего из 27 стран, отсутствие коммюнике не обязательно будет плохим результатом. Отдельные официальные лица из Франции и Германии заявили, что в их интересах помочь Индии провести успешную встречу «Большой двадцатки», поскольку она является важным стратегическим партнером, особенно с точки зрения технологий и торговли.

Германия, Франция и Испания работают с индийскими верфями над проектированием и производством подводных лодок, оснащенных воздушно-независимой двигательной установкой — технологией, которая позволяет дизель-электрическим подводным лодкам оставаться под водой дольше, чем другим обычным подводным лодкам. У ЕС также есть Совет по торговле и технологиям с Индией для дальнейшего сотрудничества – соглашения, которого у него нет ни с одной другой страной, кроме США.

Моди и Эммануэль Макрон осматривают войска во время военного парада в честь Дня взятия Бастилии в Париже. Фотограф: Эммануэль Дюнан/AFP

Даже экономические дискуссии не проходят гладко. По словам двух человек, знакомых с их ходом, у чиновников ЕС сложилось впечатление, что Индия рассматривает блок как все более неактуальное стареющее общество, несмотря на то, что это крупнейший в мире единый рынок.

Тем не менее, США и их союзники, такие как Япония, Франция и Германия, рассматривают свое взаимодействие с Индией в долгосрочной перспективе, поделился высокопоставленный чиновник, попросивший не называть его имени из-за деликатности вопроса. Индия — единственная страна в Индо-Тихоокеанском регионе, обладающая экономическим и военным потенциалом — и, что немаловажно, волей — чтобы противостоять растущей напористости Китая.

Моди уже предпринял решительные действия в отношении Китая, в том числе запретил приложения для смартфонов, затруднил инвестиции и отверг флагманский глобальный инфраструктурный проект Си — инициативу «Один пояс, один путь». Стремление Индии к принятию Африканского Союза в «Большую двадцатку» — шаг, поддержанный ЕС — также является примером того, как страна противодействует влиянию Китая в развивающемся мире, одновременно подпитывая самопровозглашенную роль Моди как лидера Глобального Юга.

США стремятся укрепить экономические связи с Индией, особенно в области чистой энергетики и обороны. Индийское государственное предприятие Hindustan Aeronautics Limited и General Electric Co. договорились о совместном производстве реактивных двигателей, что дает Индии доступ в элитный клуб, поскольку базирующаяся в Бостоне компания постепенно передает технологии своему индийскому партнеру.

«Мировой порядок сегодня двойственный, и Индия будет подстраховывать свои ставки до тех пор, пока не появится явный победитель в нынешней геополитической нестабильности», — уверен Свасти Рао, старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа Манохара Паррикара, исследовательской группы, поддерживаемой Министерством обороны в Индии. «Многосторонность можно рассматривать как эгоистичный подход, но, на мой взгляд, Индия пытается воспользоваться неопределенностью, чтобы поставить свои национальные интересы на первое место, и мировое сообщество это понимает».

Но шоковые события, такие как ухудшение ситуации в конфликте на Украине или всплеск напряженности из-за Тайваня, сделают подобный выбор Индии все менее удобным. Ее близость к узким местам в Индийском океане, таким как Малаккский пролив и длинная гималайская граница с Китаем, являются стратегическими активами, которые такие партнеры, как США и другие страны, хотели бы использовать в случае крупномасштабного конфликта.

Вывеска G20 «Одна Земля, одна семья, одно будущее» в Нью-Дели. Фотограф: Санчит Ханна/Hindustan Times

В данный момент Моди будет подчеркивать единство в рамках темы «Васудхайва Кутумбакам» или «Одна Земля, Одна Семья, Одно Будущее». Тем не менее, этот лозунг, вдохновленный санскритом, вызвал разногласия как среди некоторых членов «Большой двадцатки», так и среди его политических оппонентов внутри Индии в преддверии национальных выборов в следующем году, на которых, как ожидается, партия Моди снова победит.

Помимо обычной свежей краски и недавно посаженных кустарников, которые приносит саммит, плакаты и рекламные щиты с изображением Моди украшают заправочные станции, общественный транспорт и аэропорт в столице. Использование санскрита, статуи Шивы и логотипа «Большой двадцатки» в виде цветка лотоса, который также является предвыборным символом партии Моди «Бхаратия Джаната», — все это еще раз указывает на то, что саммит был включен в национальную индуистскую программу его правительства.

В преддверии собрания некоторые из самых жестоких случаев религиозного насилия за последние годы высветили обвинения в растущих нарушениях прав человека при Моди, особенно со стороны индуистского большинства, в отношении религиозных меньшинств, таких как мусульмане. Моди в основном отмахнулся от этих опасений, заявив во время своего визита в США в начале этого года, что он был «действительно удивлен», услышав, что приверженность Индии демократии подвергается сомнению.

Плакаты и рекламные щиты с изображением Моди украшают столицу. Фотограф: Пракаш Сингх/Bloomberg.

В любом случае, Индию в наши дни гораздо меньше беспокоит критика со стороны других стран, как когда дело касается внутренних разногласий, так и решения сложных геополитических вопросов, в которых участвуют США, Китай, Россия и другие мировые державы.

«Мы — страна с населением 1,4 миллиарда человек и пятой по величине экономикой», — заявил на прошлой неделе Джайшанкар, министр иностранных дел Индии, местному телеканалу NDTV. «Если вы занимаете позицию и говорите это уверенно, люди это принимают. Но если вы не займёте свою позицию и будете колебаться, мир загонит вас в угол».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»