Компания Naspers Ltd. потратила в прошлом году 1,2 миллиарда долларов, чтобы получить контроль над крупнейшим в России сайтом частных объявлений.
Эта огромная ставка для экономики, погрязшей в рецессии, окупается с лихвой. Потребители стали больше покупать подержанной одежды, автомобилей и т.д. Сайт Avito.ru за 2015 год сумел увеличить количество продаж на 55%.
При сделке с компанией Naspers Авито оценили в 2,4 миллиарда долларов. Таким образом, сайт стал третьим в России по капитализации, после оператора социальных-сетей Mail.ru Group Ltd. и поисковой системы Yandex NV. Показатели Авито стали самыми быстрорастущими в прошлом году. Эксперты считают, что этому способствовали экономические трудности внутри страны.
— В условиях экономического кризиса число частных сделок значительно возросло — мы предпочитаем продавать то, что раньше бы просто выбросили или наоборот купить товар с рук, а не новый, — рассказалФедор Вирин, партнер в московский исследовательской компании Data Insight.
Количество предложений на Авито увеличилось на 43% по сравнению с мартом 2014 года, когда рубль начал свой путь к 50-процентному росту по отношению к доллару. Из-за геополитической напряженности на Украине и низких цен на нефть российская экономика вошла в штопор.
Женская одежда и айфоны стали наиболее востребованными на Авито в последнее время. За последний квартал 2015 года продажи сайта выросли на 70% — до 2,1 миллиарда рублей (30 миллионов долларов). Скорректированный показатель EBITDA вырос на 86% — до 908 миллионов рублей.
Шведы Йонас Нордландер и Филип Энгельберт основали Авито в 2007 году как клон EBay Inc. Они быстро переключили бизнес-модель еще одного похожего сайта рекламных объявлений Craigslist после того, как обнаружили, что русские, по крайней мере, в то время, не так активно участвовали в аукционах или делали онлайн-платежи.
Авито с тех пор стал местом, одновременно вобравшим в себя подержанные товары, объявления о продаже домов, автомобилей, а так же рабочие вакансии. Кроме того, он помогает свести местных поставщикам услуг – художников, водопроводчиков, массажистов и пр., с клиентами.
Совсем немного конкурентов
— Теперь у нас есть эти пять рук, возможно даже, шесть, поскольку мы также подключили сложные поисковые системы по продаже трафика, — рассказал в интервью Нордландер. — Я вижу большой будущий потенциал в России. Здесь, по сравнению с Америкой, совсем немного конкурентов, готовых участвовать в этой игре.
Авито частично расширилась за счет приобретений, несмотря на конкуренцию на местном уровне. Naspers в 2013 году обменяла свои российские активы в области частных объявлений, конкурентов Авито, увеличив свою долю в ресурсе до 68%. VostokNew Ventures Ltd. сохранил 13,3%, в то время как Нордландер и Энгельберт владеют комбинированным пакетом в 10% . Частное акционерное агентство фирмы BeringVostok контролирует оставшуюся часть.
Кроме того, южно-африканская компания Naspers также владеет 29% акций Mail.ru, которой принадлежит социальная сеть «ВКонтакте» – основной конкурент Facebook Inc.
В рекламе по телевизору россиян спрашивают «Сколько стоит ваш беспорядок?», таким образом Авито пытается привлечь внимание 140 миллионов потребителей к возможности избавиться от старых вещей за неплохие деньги. После того, как в 2012 году сайт ввел систему привилегированных пользователей, спрос на возможность улучшить свое место в списке никогда не угасал.
Лидер рынка
Этот подход позволили Авито обойти лидера рынка сайт «Из рук в руки», который начал свою жизнь как традиционная газета с объявлениями, затем ушедшая в интернет.
Согласно исследованиям компании TNS, в январе этого года у Авито было 30 миллионов уникальных посетителей. Чтобы лучше монетизировать эту аудиторию, сайт постепенно начал вводить листинговые сборы. Это помогло повысить доходы, а также решить проблему с хитрыми пользователями, которые размещали одни и те же или немного измененные объявления снова и снова, чтобы остаться на вершине поиска.
Новые категории помогли Авито остаться успешным во время экономического кризиса в России. Продажа подержанных автомобилей в России превысили продажи новых автомобилей в прошлом году,в то врем как доходы населения упали, в соответствии с исследованиями PwC. Кроме того, брокеры, продающие недвижимость, обратились к Авито в поисках дополнительного канала продаж.
Сайт сталкивается с сильными конкурентами в этих новых категорий. Яндекс поддерживает свой автомобильный сайт под названием Auto.ru, банковским миллиардерам Алексею и Дмитрию Ананьевым принадлежит онлайн-сервис по покупке и продаже недвижимости Cian.ru
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»