Как минимум десять групп соревнуются за обещанный «Google» приз: первой команде, чей луноход высадится на спутнике Земли, достанется 20 миллионов долларов.
Вполне вероятно, что в ходе работ придётся израсходовать в несколько раз больше, но дело того стоит, пишет Bloomberg.
Приз «Google» под названием «Lunar XPrize» достанется первой частной компании, чей аппарат достигнет поверхности Луны, проедет 500 метров и сумеет передать видео в высоком разрешении на Землю. Обнаружение воды принесёт дополнительные 4 млн долларов.
Исследовательские группы в Японии, США, Бразилии, Индии и Германии рассматривают эту гонку как шанс захватить часть рынка, который, по оценкам «London Economics», через десятилетие достигнет отметки в 1,9 млрд долларов. Специалисты прогнозируют добычу платины и редкоземельных элементов, строительство станций с использованием льда полярных шапок и даже создание базы для экспедиции на Марс.
«Мы не только за призом гонимся. Гонка идёт за ускорение инноваций и начало коммерческого использования Луны. К примеру, мы можем исследовать пещеру, которая в будущем подойдёт для строительства базы. Такая информация хорошо окупится», — говорит Такеши Хамада, глава токийской группы «Хакуто», работающей над одним из проектов лунохода.
Призы вроде «XPrize» могут принести инвестиции в несколько раз больше самой суммы приза, популяризовать идею и помочь поставить достижимые цели, — считает учредитель этой награды Питер Даймандис.
«Хакуто» планирует продавать информацию, собранную их луноходом «Мунрейкер», японским и зарубежным космическим агентствам. Проект уже выиграл бонус в 500 тысяч долларов от «Google» — за мобильность.
НАСА располагает фотографиями, собранными ещё космическими аппаратами «Аполлон» 40 с лишним лет назад. Разрешение на них составляет не более полуметра. Камеры «Мунрейкера» могут дать примерно в миллион раз более точную картинку. Американское космическое агентство уже пообещало заплатить частным компаниям 30 млн долларов за более свежие данные.
Американская «Astrobotic Technology» считает себя будущим первым лунным курьером и планирует доставлять научные и коммерческие грузы на Луну. «Цена космических полётов существенно и постоянно снижается. Поэтому компания, которая займётся лунной логистикой, уже сможет зарабатывать деньги, хотя ещё 15 лет назад это сочли бы научной фантастикой», — говорит глава «Astrobotic» Джон Торнтон.
Деньги уже не в первый раз приходят на помощь инновациям. Прибор XVIII века, служащий для определения долготы судна в море, был изобретён именно в надежде получить денежный приз.
Перевод Александра Заворотнего, специально для «БВ»