Одна из причин захватывающих перспектив разведки космоса – широкий круг возможностей, с помощью которых его можно исследовать. Например, осуществить полет до Марса в рекордно короткие сроки с помощью ракетных двигателей, использующих ядерную энергию.
Этот довольно диковинный план, разрабатываемый российскими учеными, впервые может предложить решение задачи, как не только как добраться до Красной планеты, но и вернуться обратно.
Существующие схемы, в том числе те, которые запланированы НАСА на 2030-е годы, не включают в себя топливо или ресурсы для обратного пути. А это означает, что первые поселенцы на Марсе будут вынуждены прожить там остаток своих дней.
Кроме того, время, проведенное астронавтами в пути, составляет около 18 месяцев, что подвергнет их здоровье большому риску – в том числе, и со стороны душевных недугов.
Идея атомного космического корабля принадлежит национальной ядерной корпорации России – Росатому. Стоит отметить, что она не нова: в период холодной войны между СССР и США обе сверхдержавы работали над аналогичными системами. Хотя в то время их усилия были сосредоточены на легких орбитальных спутниках, а не космических аппаратах, предназначенных для полета на Марс и обратно.
Одним из самых больших недостатков корабля станет его стоимость. «Ядерный реактор – хитрое изобретение, и он не должен быть слишком большим и сложным», — говорит Николай Соков, старший научный сотрудник Центра имени Мартина Джеймса в Калифорнии, занимающийся проблемами нераспространения ядерных технологий. «Самым дорогим станет все, что будет строиться вокруг него», — отмечает ученый.
Представители Росатома не раскрывают подробностей о том, какие технологии компания решила задействовать. Как мы предполагаем, это, вероятно, будет какая-то форма термического деления, где энергия расщепления атомов используются для сжигания водорода или другого химического вещества, обеспечивая тягу для космического корабля.
Схема, в принципе, аналогична химическому двигателю, где один химический элемент (окислительный) сжигает другой (пропеллент) для того, чтобы двигать транспортное средство вперед. Основное различие между ними в том, что используя химическую тягу вам понадобиться огромное количество топлива. Это сделает ваш корабль неимоверно тяжелым, а термическое деление решает эту проблему.
Если российские ученые смогут успешно достичь своих целей, исследование может помочь улучшить технологию орбитальных спутников и, возможно, внесет свой вклад в создание сборщика космического мусора, раскиданного по краям атмосферы Земли.
«Транспортное средство, оборудованное с ядерным двигателем, как ожидается, превысит запас хода обычных космических кораблей в 30 раз», — поясняют в Росатоме. –Конструкция, которую мы разрабатываем, позволит человечеству строить космические корабли, способные решать все космические вызовы 21-го века – такие, как грузовой транспорт, удаление космического мусора, защита от астероидов и т.д.»
Компания готовиться испытать прототип в 2018 году, если смогут получить средства на проект. Ник Стоктон из издания Wired считает, что бюджет на этот проект у Росатома уж слишком маленький – 15 миллиардов рублей (около 700 миллионов долларов США). Этого недостаточно для проекта, рассчитанного на ближайшие 15 лет. Для сравнения, добавляет он, проект компании НАСА Space Launch System, оценивается почти в 10 миллиардов долларов.
Мы просто должны подождать и посмотреть, что эти российские ракетные ученые смогут сделать в течение следующих нескольких лет, резюмирует издание.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»