Российский бизнес завлекает сотрудников на прививку розыгрышем снегохода и турпутевками

Российские промышленные гиганты, столкнувшиеся с третьей волной заражения Covid-19,  пытаются купить себе путь к коллективному иммунитету.

«Алроса» разыгрывает снегоход и Hyundai Solaris среди своих работников, согласившихся пройти вакцинацию, «Евраз» и «Северсталь» хотят простимулировать сотрудников денежными выплатами и другими призами. Магнитогорский металлургический комбинат предлагает дополнительный выходной после вакцинации, а «Фосагро» позволяет привившимся сотрудникам быстрее продвигаться в очереди среди претендентов на оплачиваемые поездки на курорты.

Такая щедрость помогла увеличить процент вакцинированных сотрудников в крупных компаниях до уровня, превышающего средний показатель по стране, но демонстрирует пределы корпоративной политики, направленной на преодоление неспособности правительства убедить людей в безопасности отечественных вакцин. Эта неудача способствует новой вспышке Covid-19 по всей стране, в результате чего число новых случаев инфицирования достигло пятимесячного максимума.

«Корпоративные усилия — это здорово, но они доказывают, что, без убеждения и продвижения, многие люди будут воздерживаться от прививки», — рассказал Bloomberg Денис Волков, директор независимого социологического агентства Левада-Центра (признан в России иностранным агентом).

Процент сотрудников, привитых минимум один раз

Корпоративный толчок важен, потому что в России по-прежнему доминируют крупные компании, и, по данным статистического агентства страны, почти половина россиян трудоспособного возраста занята в среднем и крупном бизнесе.

Однако власти вынуждены вмешаться, поскольку Россия сталкивается со все более масштабной вспышкой Covid-19, подпитываемой распространением очень заразного индийского штамма. На прошлой неделе Москва заказала обязательные прививки для 2 миллионов рабочих, и с тех пор этому примеру последовали несколько других регионов.

Медленное восприятие

Медленное общенациональное признание показало, что информационная деятельность «не была столь эффективной, как нам хотелось бы», — заявил журналистам в пятницу пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Однако, по его словам, планов сплошных принудительных прививок нет.

Российские компании были ранними сторонниками вакцины Sputnik V, и многие их руководители привились, чтобы подать пример своим сотрудникам. По мере того, как поставки становились все более доступными, многие предлагали бесплатную вакцинацию на рабочих местах для сотрудников и их семей.

К сожалению, лишь 12% от общего числа россиян получили хотя бы один укол. Президент Владимир Путин призвал достигнуть к осени общенационального иммунитета не менее 60% россиян, в то время как к этому уровню США и большая часть Западной Европы уже приблизились вплотную.

По словам аналитика Bloomberg Economics Скотта Джонсона, хотя в прошлом году российская экономика превзошла прогнозы, новый всплеск случаев заражения вирусом может повлиять на спрос в третьем квартале.

Не боюсь

«Для бизнеса важно укрепить защиту от третьей волны пандемии», — считает Андрей Гурьев, генеральный директор производителя удобрений «Фосагро», который благодаря предлагаемым им стимулам вакцинировал почти половину из своих 18 000 сотрудников.

«Алроса», крупнейший производитель алмазов в мире, сообщает, что более 10 000 сотрудников начали процесс вакцинации, а 29% ее работников прошли полную вакцинацию.

Тем не менее, недоверие к правительству и отсутствие озабоченности по поводу пандемии удерживают людей от прививки. Левада-центр в ходе майского опроса обнаружил, что 55% россиян не боятся заразиться Covid-19.

«Многие говорят, что до тех пор, пока они не получат четкого сигнала от работодателя или правительства, они не будут вакцинироваться», — констатировал Волков.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»