Остров между двумя державами

Остров между двумя державами

Остров между двумя державами«Cyprus Mail»: Геополитические карты основательно перетасовываются. Одни говорят об угрозе попадания Кипра в российскую орбиту, другие — празднуют отступление Великобритании.

Минувшая неделя оказалась для Кипра насыщенной событиями. Кажется, Британия начала терять контроль над бывшими базами — российские вооружённые силы могут получить право использовать порт в Лимасоле и воздушную базу в Пафосе.

Впрочем, с какой стороны на это не посмотри, — очевидно, что Кипр оказался на перекрёстке взаимоотношений с двумя мировыми державами.

Гром грянул, когда кипрский министр иностранных дел Иоаннис Касулидис выступил с сообщением о неожиданном соглашении, которое снимало ограничения на финансово-промышленное развитие демилитаризованных частей на территории британских баз.

Эти базы — наследство холодной войны — содержать и трудно и дорого. Солнце садится над британскими войсками на Кипре, так что скоро можно ожидать дальнейшего развития событий касательно их судьбы.

В то же время, многие пессимисты предсказывают, что в вакуум, созданный выведением британских частей, может прийти русский медведь.

С другой стороны, Россия всегда была хорошим другом и надёжным союзником для Кипра, так что остаётся только недоумевать, почему вся информация, связанная с военным договором, окутана тайной, оставляющей широкий простор для всевозможных слухов и догадок. Удивительно, что все официальные комментарии по данному поводу тщательно избегают любых конкретных деталей. Все, что пока известно, — некий «неназванный источник в министерстве обороны» сообщает, что России предлагают доступ к определённым объектам военных баз.

Почему этот вопрос не обсуждался в парламенте? Будет ли доступ к «определённым объектам» ограничиваться гуманитарными и чрезвычайными ситуациями? Будут ли обнародованы подробности соглашения?

Если Россия будет настаивать на значительных уступках, у Кипра будет крайне ограниченное пространство для дипломатических манёвров. Все карты в руках у Москвы, особенно ввиду ситуации с российскими вкладчиками в марте и крайне щедрого российского кредита в размере 2,5 млрд долларов.

Не секрет, что Москва уже долгое время проявляет заинтересованность в увеличении своего присутствия в данном регионе — особенно с учётом того факта, что продолжающийся военный конфликт в Сирии делает использование базы в Тартусе довольно проблематичным.

В прошлом году Владимир Путин подчеркнул, что Средиземное море является «стратегическим регионом», в котором у России есть свои интересы. Кроме того, Москва хотела бы восстановить и постоянное присутствие своих ВМС, но вопрос с базой, на которую они будут базироваться, пока не решён.

Перевод Александра Заворотнего – специально для «БВ»