«CATO Insitute»: Европе следует поискать компромисса с Москвой.
Девять лет спустя после Оранжевой революции противники украинского президента Виктора Януковича надеются на повторение пьесы. Вопрос здесь в том, что, выберет ли Киев Европу или Россию, США к этому не должны иметь никакого отношения.
В 2004 году Оранжевая революция катапультировала в президентское кресло обласканного Западом Виктора Ющенко, который немедленно продемонстрировал собственную потрясающую бездарность. Президентскую гонку 2009г не мог не выиграть Янукович, который начал было обсуждать перспективы соглашения об ассоциации с ЕС, но в прошлом месяце сделал крутой разворот и подписал договор с Россией, хотя и без присоединения к Таможенному союзу.
Брюссель и Вашингтон были потрясены. Новый министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штафнмайер заявил: «То, как Россия использует бедственное экономическое состояние Украины, — совершенный скандал».
Американский сенатор Джон Маккейн немедленно вылетел в Киев, где начал жаловаться: «Путин сделал всё возможное, чтобы запугать и оттолкнуть Украину от Европы». Второй заместитель госсекретаря США Пола Добрянски даже начала требовать «принятия мер, включая санкции ВТО, исключение России из Большой восьмёрки, бойкот Олимпийских игр в Сочи — если Москва не перестанет использовать против Киева силовые приёмы».
Лицемерие потрясающее.
В конце концов, именно ЕС требовал от Киева политических уступок и выбора в пользу Европы, а не России. В обмен Украине сулили интенсификацию торговли и экономическое процветание.
Россия виновна в использовании силовых приёмов?
Допустим, Запад предлагает более свободный путь. Поэтому протесты на Украине можно объяснить. Есть у Вашингтона и право желать украинским протестантам успехов и критиковать Киев за чрезмерное использование силы.
Но откуда у Брюсселя или Вашингтона право вмешиваться в сам процесс принятия решений? «Уолл-стрит джорнэл» активно призывает Обаму «встать на защиту американских интересов и ценностей». Но что американские интересы делают на Украине? Вероятно, Вашингтон имеет полное право призывать к справедливости и соблюдению прав человека, честным выборам и недопущению насилия. Но «экономическое здоровье» Украины и «европейское будущее» совершенно точно не относятся к американским ценностям и очень вряд ли — к американским интересам. Как чувствовали бы себя американцы, если бы украинские политики призвали к протестам в Вашингтоне во имя «украинских интересов и ценностей»?
Российские действия по отношению к Украине никак не касаются США. Напротив, расширение НАТО до российских границ вызывает те же самые чувства, которые вызвало бы вступление Мексики в пророссийский блок.
Запад должен признать законность российских интересов на Украине, не отказываясь от собственных связей с Киевом. Более того, Европе следует поискать компромисса с Москвой.
Если Украина предпочтёт смотреть на восток — так тому и быть. Даже с российскими деньгами у Януковича не лучшие перспективы, а его преемник может предпочесть Запад. А если нет — то Украина никогда не была частью ЕС или США, терять им нечего.