Кто помог Credit Suisse заработать миллиарды на Усманове, Вексельберге и других российских олигархах

Кто помог Credit Suisse заработать миллиарды на Усманове, Вексельберге и других российских олигархах

Кто помог Credit Suisse заработать миллиарды на Усманове, Вексельберге и других российских олигархахХаризматичный посредник сделал швейцарский банк самым привлекательным местом для богатейших граждан России. Потом в дело вмешались украинский конфликт и санкции.

Dilbar — это плавучая роскошь, даже по меркам супер-яхт. Созданная по заказу российского миллиардера Алишера Усманова, самая большая яхта в мире может похвастаться четырьмя каскадными балконами, двумя вертолетными площадками и огромным бассейном. Немецкая верфь Lürssen называет ее одной из самых сложных яхт, которые она когда-либо создавала.

Плата за плавучий дворец, стоимость которого оценивается более чем в 600 миллионов долларов, требовала такого же масштаба. 156-метровый гигант был профинансирован с помощью кредита в размере 300 миллионов долларов от Credit Suisse. Сделку согласовывал человек, который за последние два десятилетия превратился в любимого банкира для самых богатых россиян: Бабак Дастмальчи.

62-летний бизнесмен занял прибыльную нишу для Credit Suisse, заботясь о потребностях олигархов: на пике своего развития швейцарский кредитор управлял более чем 60 миллиардами долларов, больше половины принадлежащих богатым россиянам, регулярно принося от 500 до 600 миллионов долларов дохода в год, утверждают анонимные источники Bloomberg. По их словам, помимо Усманова, с Дастмалчи работали и другие олигархи, в том числе Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска, Андрей Мельниченко и Михаил Фридман.

«Credit Suisse очень активно подходил к вербовке богатых россиян, используя свои связи с российской элитой», — считает Керн Александер, заведующий кафедрой права и финансов Цюрихского университета.

Теперь этот долгий и прибыльный забег внезапно остановился. Начатая в конце февраля операция России на Украине превратила Усманова и десятки других богатых россиян в экономических изгоев. Многие из них попали под санкции Евросоюза и Великобритании, а различные активы — от собственности до футбольных клубов и роскошных яхт — были конфискованы властями. Это оставило российское отделение банка практически без работы, за исключением начисления регулярных комиссий за управление денежными средствами, застрявшими на замороженных счетах.

Суперяхта Dilbar Алишера Усманова под навесом на верфи Blohm & Voss в Гамбурге в марте этого года. Фотограф: Имке Ласс/Bloomberg.

Это стало заметным ударом по ключевому бизнесу Credit Suisse  — управлению активами. Теперь компания приступает к стратегической модернизации, нивелируя  скандалы прошлых лет и плохое управление рисками. Новая стратегия еще в большей степени ориентирована на обслуживание миллионеров и меньше — на нестабильный бизнес и торговлю, где доходы упали вдвое в первом квартале.

Для Credit Suisse, который изо всех сил пытается отмежеваться от скандалов, стоивших ему миллиарды долларов и потерей репутации, утрата бизнеса, который конкурировал с его присутствием на Ближнем Востоке, является очередным препятствием на пути к восстановлению. Усложняет ситуацию и то, что компания оказалась втянутой в дорогостоящее судебное дело с участием банкира-мошенника и транзакций, связанных с богатыми клиентами. Дело имеет все шансы затянуться на  долгие годы.

Эта история основана на интервью с людьми, близкими к Дастмальчи и его работе в Credit Suisse, общавшимися с изданием на условиях анонимности. Получив письмо по электронной почте, Дастмальчи перевел просьбы об интервью в Credit Suisse.

«Credit Suisse не может комментировать отношения с потенциальными клиентами», — заявили в банке в ответ на письменный запрос о комментариях. «Он также не комментирует счета, которых никогда не существовало, и счета, закрытые банком много лет назад».

Штаб-квартира Credit Suisse Group AG в Цюрихе. Фотограф: Паскаль Мора/Bloomberg

Credit Suisse далеко не единственный банк, который стремился заключать сделки с богатыми россиянами, но он серьезно выделяется размером этих вложений. По утверждениям банка, около 33 миллиардов долларов частного капитала, которым он управляет, принадлежит богатым россиянам. Это на 50% больше, чем у UBS Group AG, при том, что ее конкурент, расположившийся на той же улице, имеет гораздо более крупный бизнес в целом.

Поскольку сфера, обслуживающая богатых россиян, сильно сузилась, часть из 70 сотрудников отдела теперь заняты помощью командам, отслеживающим соблюдение требований о подсанкционных активах. Но в основном люди переместились в отделы, ориентированные на клиентов в различных городах, включая Лондон и Цюрих. Какая-то часть сотрудников была уволена, говорят источники Bloomberg.

Со своей стороны, Дастмальчи сосредоточил все свое внимание на клиентах из Ближнего Востока и в Западной Европы, работая вместе с главой инвестиционного банка Кристианом Мейснером.

Credit Suisse пришел в Россию вскоре после распада Советского Союза. Это дало ему преимущество в эпоху хаотичной золотой лихорадки, которая помогла небольшой группе россиян сколотить огромные состояния. Дастмальчи зарекомендовал себя как специалист по устранению проблем именно для богатых российских клиентов.

Он дружит с Усмановым на протяжении многих лет, помогая узбекско-российскому бизнесмену финансировать его обширные активы, в том числе, содержание широкофюзеляжного самолета Airbus A340, вмещающего более 300 пассажиров, глобальный портфель недвижимости и, до недавнего времени, крупную долю в лондонском футбольном клубе «Арсенал».

Всякий раз, когда гигантский Dilbar пришвартовался в Монако для участия в ежегодном Яхт-шоу, Дастмальчи частенько зависал на борту, общаясь с Усмановым и его окружением. Тем не менее, он всегда останавливался в одной из гостиниц княжества, чтобы придерживаться политики компании.

Происхождение Дастмальчи уходит далеко от бухты миллиардеров в Монако или даже от богатой Банхофштрассе в Цюрихе, где расположены Credit Suisse и UBS. Он вырос в Тегеране, учился в США, получив степень бакалавра экономики в Университете Джорджа Вашингтона. Дастмальчи начал свою карьеру в McKinsey в Вашингтоне, затем работал в Нью-Йорке и Германии. Позже он перешел в Morgan Stanley Dean Witter, поднявшись до должности главы отдела частного капитала американского банка в Германии.

Алишер Усманов на футбольном матче английской премьер-лиги. Фотограф: Глин Кирк/AFP/Getty Images

В 2001 году он перешел в Credit Suisse, чтобы возглавить недавно созданный глобальный семейный офис, цена входа в который составляет не менее 50 миллионов евро в активах. Это стало его плюсом в последующие годы, когда в Швейцарию хлынула новоиспеченная элита из России.

Помимо Усманова, Дастмальчи работал с Романом Абрамовичем, который попросил банкира Credit Suisse помочь ему с заявкой — в конечном итоге неудачной, на проживание в эксклюзивном швейцарском горнолыжном курорте Вербье, утверждают источники издания.

Дастмальчи также выручил Виктора Вексельберга, чтобы помочь укрепить портфель швейцарских промышленных компаний во время финансового кризиса 2008 года. В результате россиянин перевел большую часть своего состояния в Credit Suisse.

Хотя Дастмальчи хорошо говорит по-немецки (его мать австрийка), а также по-английски, он не так хорошо знает русский язык. Для некоторых российских клиентов это было плюсом, потому что языковой барьер удерживал его от московской клики и сплетен.

Среди коллег Дастмальчи заработал репутацию частного банкира, способного как очаровать клиентов, так и справиться со сложными запросами на финансирование покупки супер-яхт и частных самолетов. По словам людей, знакомых с ситуацией, его дорогостоящие сделки помогали подразделению по управлению активами достигать целей по доходам и чистым новым активам.

Виктор Вексельберг. Источник: Bloomberg

Но затем, в 2014 году, после присоединения Крыма у российского отдела возникли серьезные проблемы. Соблюдение правила «знай своего клиента» уже становились намного жестче, а олигархи, разбогатевшие при Борисе Ельцине и Владимире Путине, становились обузой для банка, несмотря на небольшой объем санкций. 

Банк отказался от некоторых отношений, в том числе с Сулейманом Керимовым, после публичного налогового спора во Франции, связанного с его недвижимостью на Французской Ривьере.

Затем, в феврале, украинский конфликт и волна новых санкций привели к краху российского отдела. Сотни миллионов клиентских активов были заморожены, и банкиры бросились скорей выдавать кредиты тем, кто мог оказаться следующим в постоянно расширяющемся списке санкций.

«Вам просто не прикоснуться к ним (активам) », — сказал главный исполнительный директор Credit Suisse Томас Готтштейн во время телефонного разговора, чтобы обсудить прибыль в прошлом месяце. «У нас вообще нет никакого нового бизнеса с российскими клиентами».

В результате ожидается, что доходы банка в этом сегменте упадут почти до нуля. Когда-то прибыльное финансирование покупки частной компании или яхты полностью испарилось. Ситуацию усугубляет тот факт, что крах российского бизнеса — не единственное серьезное препятствие, с которым сталкивается банк. 

Глубокие связи Дастмальчи с Россией привлекли к тому, что он стал фигурантом в расследовании прокуратуры Женевы по вопросу о том, следует ли привлекать Credit Suisse к уголовной ответственности за мошенничество, совершенное бывшим звездным банкиром Патрисом Лескодроном. В 2018 году он был осужден за подделку сделок и других транзакций, многие из которых были завязаны на российских клиентов.

«На самом деле у нас вообще нет никаких новых деловых отношений с российскими клиентами», — сказал генеральный директор Credit Suisse Томас Готтштейн во время телефонного разговора о прибылях и убытках в прошлом месяце. Фотограф: Джейсон Олден/Bloomberg.

Credit Suisse утверждает, что Лескодрона «не поддерживал никакой другой сотрудник Credit Suisse в его преступной деятельности». Дастмальчи, которого никогда не называли подозреваемым в деле Лескодрона, мог помогать и приглядывать за клиентами француза. За последние месяцы прокуратура дважды допрашивала его, чтобы получить информацию о том, что он знал о Лескодроне, когда тот управлял деньгами грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили.

«Всякий раз, когда Credit Suisse получает признаки возможного неправомерного использования счета для незаконных действий, мы инициируем необходимые шаги в соответствии с действующими законами и правилами», — говорится в заявлении банка.

Согласно копии мартовского постановления, старший банкир подвергся критике в соответствующем судебном решении на Бермудских островах за то, что не раскрыл степень своей осведомленности о ранних правонарушениях Лескодрона. Судья на Бермудских островах оценил убытки Иванишвили от рук Credit Suisse в более чем 550 миллионов долларов и указала, что компания «закрывала глаза» на поведение банкира-мошенника. Дело о Бермудских островах побудило Credit Suisse выпустить в апреле предупреждение, усугубленное списанием около 200 миллионов долларов по рискам, связанным с Россией.

В деле Лескодрона предъявление банку обвинения в непринятии всех мер, необходимых для предотвращения уголовного преступления, вполне реальны, утверждают источники Bloomberg. Это повлечет за собой суд в Женеве и перспективу вызова Дастмальчи для дачи показаний. Credit Suisse заявил, что ни уголовное преследование Лескодрона, ни какие-либо другие расследования «пока не раскрывают никаких фактов, которые могли бы поддержать уголовные обвинения против банка».

Набросок Патриса Лескодрона в зале суда. Источник: Cecilia Bozzoli/Le Temps.

Что же теперь происходит с человеком, который обычно брал трубку, когда звонили олигархи? Санкционные правила больше не позволяют Дастмальчи вести дела с такими людьми, как Усманов и Вексельберг. Последние 10 лет или около того Дастмальчи отвечал за лучших клиентов по всему региону EMEA — Европе, в том числе России, Ближнему Востоку и Африке. Как специалист по сделкам с самыми богатыми людьми в мире, он продолжает руководить элитной командой, которая заботится о тех, кого Credit Suisse называет «предприимчивыми состоятельными клиентами».

Dilbar, тем временем, обездвижен в явно негламурной обстановке. Гигантское судно, покрытое белым брезентом в сухом доке Гамбурга, было конфисковано немецкими властями. В данный момент маловероятно, что судно появится на яхт-шоу в Монако в сентябре этого года, чтобы снова приветствовать на борту Дастмальчи или кого-либо еще.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»